Спасибо за ссылку. Если терпения хватит через мобилу ждать открытия страниц(тормозит ужасно)- то прочитаю.
Как я тебя понимаю...
«Неестественный» отбор?
13.12.2007 все | Устраиваемся на работу
Высшее образование, солидный опыт работы, коммуникабельность и исполнительность – эти требования к будущему работнику можно увидеть практически в каждом объявлении. Но все чаще фигурируют и такие пожелания, которые способны вызвать удивление у любого соискателя.
Нестандартные требования
Так, уже совсем не редкостью становится прием на работу по гороскопу. Одна китайская фирма объявила, что хотела бы пополнить свой персонал людьми, которые родились в год Собаки. Причина столь необычного требования оказалась проста: компании понадобились сотрудники с определенными качествами характера. Дело в том, что, согласно восточному календарю, родившиеся в данный год отличаются особой преданностью. Именно эта черта характера у персонала и была необходима руководителю фирмы.
Многие российские компании также стали учитывать «расположение звезд» при приеме на работу.
Наталья Стаценко, генеральный директор ООО «Ростоврегионгаз» считает: «Если человек будет честен перед собой, он обязательно найдет в гороскопе рациональное зерно. Иногда руководствуюсь гороскопом даже при приеме на работу сотрудников. Причем смотрю на худший вариант проявления знака, ведь хорошие качества человек обязательно покажет, а вот, что плохого может за ним скрываться, стараюсь учесть заранее».
Тем не менее, несмотря на «востребованность» астрологического подхода в рекрутинге, далеко не каждое кадровое агентство рассматривает всерьез заявки, в которых фигурирует требование к кандидату по знаку зодиака.
Однако иногда экзотические на первый взгляд пожелания к соискателю имеют логичное объяснение. Так, Татьяна Голубченко, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ», считает, что не стоит рассматривать нестандартные требования работодателя всего лишь как его прихоть. Как правило, в каждом из них есть рациональное зерно. «Например, фирме нужен торговый представитель, обязательно имеющий домашних животных. Казалось бы, какое отношение это имеет к работе? Но все объясняется, когда вы узнаете профиль компании: она реализует корма для животных. Логично предположить, что человек, сам имеющий кошку или собаку, лучше сможет трудиться в этом направлении», – подчеркивает рекрутер.
Неожиданные требования к соискателю могут быть продиктованы не только особенностями продукта, но и потребителями. Например, сегодня есть целый ряд компаний, которые стараются привлечь к себе на работу лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. «Сексуальные меньшинства – это довольно большой процент покупателей, – комментирует Ольга Кныш, директор по персоналу ИТ-компании Oracle CIS. – Естественно, что некоторые компании хотят выглядеть максимально привлекательно в глазах своих потребителей. Стремление приблизиться к целевой аудитории может выражаться в мелочах. Многочисленные исследования подтверждают, что мы охотнее покупаем у людей, похожих на нас. Если большинство клиентов покрывают себя татуировками, то я готова понять причины либерального отношения руководства компании к таким же действиям со стороны сотрудников».
Вообще нестандартные сотрудники, по мнению руководителей многих компаний, могут принести фирме большую пользу. «Они создают творческую атмосферу, в которой каждый может высказывать свои идеи, предлагать оригинальные решения, что прямо влияет на эффективность бизнеса», – считает менеджер по персоналу кондитерского объединения «СладКо» Светлана Менькина. Специалист по связям с общественностью российского представительства Ford Оксана Хартонюк также уверена, что нестандартность персонала – это плюс. «Национальные различия, особенности образования и культуры дают неоспоримое преимущество в плане взаимного обогащения сотрудников и, следовательно, полезны для компании».
Вместе с тем, не стоит забывать, что любая компания – это одна команда, которую трудно составить из людей, не имеющих между собой ничего общего. Татьяна Голубченко отмечает, что «в некоторых организациях предпочитают выбирать сотрудников, разделяющих общие интересы и хобби коллектива. По мнению руководства, отбор по таким критериям помогает создать эффективную команду». “Нестандартные сотрудники, по мнению руководителей многих компаний, могут принести фирме большую пользу”
Это мнение поддерживает и независимый HR-Консультант Людмила Яровская: «Нередко в ходе собеседования руководитель задает соискателю вопросы, связанные с его увлечениями, вкусами, мировоззрением. Для кого-то может показаться некорректной просьба рассказать о последних прочитанных книгах, пересмотренных фильмах или о любви к домашним животным. С другой стороны, если коллектив объединяет какая-то общая тема, связанная с религией, искусством или спортом, человеку, далекому от этого, может быть сложно там работать».
Корпоративный культ
По большему счету, значительная часть нестандартных требований (к увлечениям, внешнему виду и иным характеристикам человека) продиктована тем, что называется сегодня корпоративной культурой. Любовь Ханданова, начальник отдела управления персоналом российской компании ОАО «Рудас», отмечает, что «к корпоративной культуре мы относим соблюдение тех определенных правил и стандартов, которые приняты в организации, признание ее ценностей, стиля общения, который сложился. Бывают случаи, когда уже на этапе отбора видно, что кандидат не вписывается в наши приоритеты. Если это не редкий специалист, мы ему сразу отказываем».
При этом соответствовать системе норм и ценностей компаний должен весь персонал без исключения, невзирая на занимаемую должность. Дон Болдуин, директор по вопросам деловой авиации компании Coca-Cola из Атланты, подчеркивает, что когда, например, речь идет о трудоустройстве пилота, вовсе не обязательно победит тот, у кого наибольший налет. «Для получения вакантного места нужно, скорее, правильное отношение к компании, чем соответствующая квалификация», – утверждает Болдуин.
Именно западные компании являются показателем того, насколько важную роль играет корпоративная культура при приеме на работу. Наиболее яркий пример – всемирно известный интернет-гигант Google. Его корпоративная культура отражена в знаменитых «10 золотых правилах». В частности, одно из них гласит, что почти все проекты в Google выполняются командами, а лучший способ «притереть» сотрудников друг к другу – разместить их в одной комнате. В Google никто не сидит по отдельности, даже если речь идет о топ-менеджерах.
Другое правило гласит, что каждую пятницу все сотрудники обсуждают события прошедшей недели и планы на будущую в расслабленной обстановке с едой и напитками. Это позволяет менеджменту быть в курсе того, что думают работники о компании и работе в ней. Данные принципы переносятся фирмой и в Россию. Директор по маркетингу «Google-Россия» Константин Кузьмин подчеркивает, что «принцип демократичности и открытого общения, принятый внутри компании, помогает увеличить эффективность работы и поддерживать дружеские отношения».
В то же время необходимо понимать, что отдельные элементы корпоративной культуры могут вызывать стойкое желание сопротивляться им любыми силами у персонала. Так, не всем менеджерам понравится сидеть в одном помещении с подчиненными. Да и другие корпоративные обычаи могут прийтись по нраву не многим. В той же компании Google существуют так называемые «пижамные дни». Только вообразите себе такую картину: вы приходите на работу и видите всех своих сотрудников в любимых пижамах! Кстати, готовы ли вы сами прийти на работу в подобном виде?
А Татьяна Голубченко вспоминает пример крупной российской компании, где каждый день, четко по часам, весь штат сотрудников исполнял гимн организации. Традиция, может быть, сама по себе и не плохая, но не любой специалист захочет ежедневно упражняться в подобном вокальном мастерстве.
Вот почему, по мнению эксперта «ЮНИТИ», чтобы в дальнейшем работодатель и сотрудник не разочаровались друг в друге, кадровые специалисты наряду с проверкой профессиональных качеств большое значение уделяют и личностным свойствам кандидатов.
Появление новых требований – объективная тенденция, обусловленная развитием кадрового рынка. Не трудно заметить, что в большинстве случаев экзотические и редкие пожелания – не «плод фантазий» работодателя. Они диктуются, как правило, спецификой бизнеса или корпоративной культурой. В то же время компания, выдвигающая необычные пожелания, должна быть готова к тому, что поиски специалиста займут гораздо больше времени и потребуют значительных усилий от рекрутеров.
Будут ли эти старания оправданы? – Пожалуй, да. Ведь давно известно: чем точнее задаются параметры поиска, тем быстрее достигается результат. Главное, чтобы работодатель точно знал, какой именно сотрудник ему нужен, а не призывал «найти того, не знаю кого».
газета «Работа сегодня», 2007 г.
Екатерина Николаева, фото Владимира Хохлова