приведи примеры конкретные, пожалуйста.
Тут просто читай всякие юридические ньюансы по категориям стран , так сказать учись демократии
Первую группу составляют большинство стран мира, в которых наделение избирательными правами напрямую зависит от наличия гражданства.
Вторую группу составляют Швейцария, Канада и США. Конституции Швейцарии и США не препятствуют региональным и местным уровням власти определять круг лиц, обладающих избирательными правами.
В нескольких городах Мериленда неграждане обладают избирательными правами с 1991 г.
США. Хотя конституция Канады не содержит запрета на участие в выборах для иностранцев, канадский закон о выборах избирательные права признает лишь за гражданами.
В то же время, как замечает Д. Галловэй, законы канадских провинций Новая Шотландия и Саскачеван де-юре допускают британских подданных к участию в провинциальных выборах.
К третьей группе относятся государства ЕС, предоставляющие избирательные права для участия в местных выборах гражданам других стран-членов. Д. Эрнест приводит пример Исландии, в период 1920-1995 гг. предоставлявшей избирательные права датчанам.
Кроме того, интересным примером является Португалия. Хотя в Португалии иностранцы не допускаются к участию в выборах (п. 2 ст. 15 Конституции 1976 г.), исключение сделано для граждан португалоговорящих стран. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Португалии 1976 г., "в соответствии с взаимностью" (subject to reciprocity) активное и пассивное избирательное право может предоставляться иностранцам-резидентам на местных выборах.
Следует упомянуть, что по Соглашению о равенстве прав и обязанностей бразильских и португальских подданных между Португалией и Бразилией 1971 г., бразильские граждане обладают избирательными правами на местных выборах в Португалии.
К четвертой группе относится Великобритания и ряд государств Содружества (например, Австралия, где британские подданные могут голосовать на национальных выборах, если они обладали таким правом до 1984 г.).
Пятая группа включает наибольшее количество государств. Основным цензом для участия в местных выборах для неграждан выступает определенный срок проживания в стране. К этой группе относятся восемь европейских государств (Албания, Дания, Финляндия, Исландия, Италия, Нидерланды, Норвегия и Швеция), ратифицировавших принятое в 1992 г. Советом Европы Соглашение по участию иностранцев в общественной жизни на местном уровне, вступившее в силу в мае 1997 г. Ст. 6(1) Соглашения предусматривает наделение избирательными правами всех иностранных жителей после пяти лет проживания в стране.
К этой же группе относятся Южная Корея (2005 г.) и Израиль. С 1950 г. тем иммигрантам, которые прибыли в страну по Закону о возвращении, но по каким-либо причинам уклонились от получения израильского гражданства, предоставлены права участия в местных выборах.
Шестая - небольшая группа государств, допускающая неграждан к участию в общенациональных выборах. Новая Зеландия, до 1975 г. допускавшая к участию в национальных выборах британских подданных, распространила избирательные права на всех неграждан, постоянно проживающих в стране. Еще несколько государств предоставили негражданам право голосовать на национальных выборах. Однако в отличие от Новой Зеландии, необходимый срок проживания в которой - год и один месяц, в Чили он составляет не менее 5 лет, а в Уругвае - не менее 15 лет.
Таким образом, в зависимости от субъекта, предоставляющего избирательные права, можно выделить четыре модели взаимодействий государств приема и иностранных граждан-резидентов:
1) Постимперская. Пример - Великобритания, предоставляющая не только активное, но и пассивное избирательное право гражданам стран Содружества. С некоторыми оговорками сюда же можно отнести Португалию и Россию. Обе страны на основе межгосударственных договоров допускают к голосованию на местном уровне граждан государств, в прошлом составлявших с ними единое политико-территориальное образование.
2) Национально-государственная. Самая распространенная модель (Албания, Бельгия, Дания, Израиль, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция, Южная Корея). Наделение неграждан избирательными правами может быть как результатом давления снизу, что характерно для либерально-демократических государств (Бельгия), так и инициировано политическими элитами (Южная Корея).
3) Субнациональная. Примером выступают страны ЕС. Наделение неграждан избирательными правами осуществляется на основе принципа взаимности, распространяющимся на государства-члены ЕС.
4) Локальная. Субъектом предоставления избирательных прав выступают региональные и местные власти (США, Канада, Швейцария). При этом отношения, реализуемые на региональном и местном уровне, совсем не обязательно легитимированы на уровне государства.
По своей природе постимперская и национально-государственная модели наделения неграждан политическими правами являются государственно-центричными, а субнациональная и локальная - децентрализованными относительно государства. Иными словами, если реализация первой и второй моделей ограничена территорией конкретной страны, то третья и четвертая модели либо перекрывают эти границы, либо реализуются внутри государственных границ.
В России участие иностранцев в избирательном процессе регулируется ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации не обладают избирательными правами, позволяющими осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, их списков, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.
Исключение составляет п. 10. ст. 4. данного закона, предусматривающий возможность участия отдельных категорий иностранных граждан в муниципальных выборах и местном референдуме.
Главными условиями политического участия иностранцев выступают наличие международного договора, вида на жительство и регистрации на территории муниципального образования.
К настоящему времени активным и пассивным избирательным правом участия в выборах в органы местного самоуправления наделены граждане Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана и Беларуси, а правом участвовать в местном референдуме - граждане Республики Армения, которые имеют вид на жительство и зарегистрированы на территории муниципального образования . Количественные характеристики во многом отражают качество политического участия иностранных граждан.
Так, по данным члена ЦИК России Н. Кулясовой, на выборах в органы местного самоуправления 1 марта 2009 г. приняло участие всего 23 иностранных гражданина - 13 граждан Республики Беларусь, 3 гражданина Киргизской Республики, 3 гражданина Республики Казахстан и 4 гражданина Туркменистана. По данным ФМС России, на 1 января 2009 г. всего иностранных граждан, имеющих право участвовать в голосовании на выборах в органы местного самоуправления, насчитывалось 9262 человека. 1 марта 2009 г. проголосовало лишь 0,24% иностранных граждан, имеющих право на участие в выборах в органы местного самоуправления26.