Про "
недоразвитую" рыбную отрасль Приморья и почему рыбный олигарх
Дремлюга (который находится на чужбине, прячась от правосудия) выигрывает рыбные аукционы в Приморском крае.
ШМАСТЕР-КЛАСТЕР… ЕСТЬ ЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ???В рамках реализуемого нашей страной с 2014 года курса на импортозамещение в ключевых отраслях национальной экономики, российскими властями предпринимаются меры по оздоровлению ситуации в рыбопромышленном комплексе. О значимости этого вопроса говорит уже тот факт, что ему было посвящено заседание Президиума Госсовета во главе с президентом России Владимиром Путиным, состоявшееся 19 октября 2015 года. По итогам заседания президент дал четкие конкретные поручения, направленные на решение имеющихся проблем и призванные обеспечить достижение основных целей – обеспечение продовольственной безопасности страны, снабжение населения морепродуктами по доступным ценам, развитие отечественной рыбоперерабатывающей отрасли, обновление рыбодобывающего флота за счет строительства новых судов на российских верфях. Но вот практическая реализация поручений президента столкнулась со множеством проблем.
Одним из наиболее ярких примеров того, как здравые идеи в своем развитии доводятся до уровня несбыточных надежд, является ситуация с созданием рыбного кластера. Напомним, все началось с того, что 21 марта 2013 г. российский президент поручил представить ему предложения по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера. Исполнителем этого проекта вызвалась стать администрация Приморского края, которая провела консультации с экспертами, высказавшими свои мнения и предложения. Позднее этой работой занялось Инвестиционное агентство Приморского края, которое провело закрытый конкурс на разработку концепции кластера, где победителем стал единственный участник – японский институт Номура, в мае 2014 года представивший первый отчет. Результаты, собственно, оказались удручающими. По сути, концепция, разработанная по заказу администрации Приморского края московским филиалом института «Номура», которая обошлась бюджету в 28 миллионов еще «докризисных» рублей, оказалась невостребованной.
В конце января 2016 года Росрыболовство представило совершенно новую концепцию проекта рыбного кластера на Дальнем Востоке. Главной целью было заявлено увеличение поставок рыбопродукции с Дальнего Востока на внутренний рынок при одновременном снижение цен на нее. Для этого предложено создать в Приморье, Камчатке и на Сахалине четыре специализированных кластерных дивизиона.
При этом, основным транспортным хабом, обеспечивающим доставку дальневосточной рыбы в центральные и западные регионы России, остается приморская столица – Владивосток. Собственно, роль Приморья в новой кластерной концепции превосходит другие выделенные регионы. Здесь запланировано реализовать сразу пять проектов.
Так на мысе Назимова планируют построить холодильно-складской комплекс, где единовременно может храниться до 50 тысяч тонн рыбопродукции. На базе этого ОРЦ также предполагается создать один из ведущих в Азиатско-Тихоокеанском регионе центров аукционной торговли рыбой и морепродуктами. Во Владивостоке ожидается строительство завода по выпуску филе минтая, в том числе индивидуальной штучной заморозки (IQF). Здесь же планируется строительство предприятия по выпуску замороженных полуфабрикатов для снабжения бюджетных предприятий детских садов, школ, оздоровительных лагерей и т.п.
Кроме того, предполагается строительство многоцелевого рыбоперерабатывающего комплекса для малых предприятий.
На базе ДВФУ предполагается создание инновационно-научного парка с бизнес-инкубатором и венчурным фондом размером в 1 млрд рублей. Основной задачей этого парка будет генерация идей и разработка новых технологий рыбопереработки, в том числе для производства непищевой продукции – от лекарственных препаратов до изделий легкой промышленности.
По предварительным расчетам Росрыболовства, проект обеспечит привлечение частных инвестиций в объеме 17 миллиардов рублей, вклад в ВВП в размере 4 миллиарда рублей, налоговые поступления в объеме 1,6 миллиардов рублей в год и создание 1300 рабочих мест.
Впрочем, главным является даже не это. Прежде всего, надо четко понимать, что главной целью создания рыбного кластера является изменение сложившейся за последние два десятилетия системы, при которой российские рыбаки экспортируют сырье, из которого в КНР и других соседних странах делают продукцию с высокой добавленной стоимостью и экспортируют ее в другие страны, в том числе и в Россию. То есть, мы должны создать систему, при которой сможем обеспечить почти полное импортозамещение и отказаться от экспорта сырья в пользу экспорта продукции с высокой степенью переработки и, соответственно, высокой добавленной стоимостью, с одновременным развитием новых механизмов торговли морскими биоресурсами, обеспечивающих прозрачность потоков, контроль за их качеством и одновременно процессами ценообразования на внутреннем рынке.
Именно об этом в своем последнем интервью говорил глава Росрыболовства, Илья Шестаков.
За долгие годы в нашей рыбной отрасли сложилась парадоксальная ситуация – мы много добываем, но экспортируем сырье, а импортируем изготовленную из него продукцию. Этим мы мощно простимулировали развитие рыбоперерабатывающей отрасли КНР, а также рыбных аукционов в Южной Корее и Японии. Но эта ситуация также взрастила целую плеяду бизнесменов, которым абсолютно не выгодна реализация поручений российского президента, поскольку бесконтрольный экспорт морских биоресурсов позволяет делать немалый финансовый капитал, который, в свою очередь, дает базу и для создания капитала политического.
Поэтому и не торопятся многие отечественные рыбопромышленники вкладываться в создание рыбного кластера, в развитие рыбопереработки на российской территории и заказывать суда на отечественных верфях. Даже принятие новых изменений в закон «О рыболовстве», предусматривающих выделение до 20 процентов квот на вылов рыбы тем, то поставляет рыбу на российский берег для переработки и стоит в России новые суда, пока не стало стимулом для пересмотра ими своего подхода, но зато стало поводом для резких критических выступлений.
Между тем, по данным Приморскстата, демографическая ситуация в регионе в ближайшие годы будет ухудшаться. К 2031 году, по подсчетам статистиков, в Приморье будет жить около 1 млн 816 тыс. человек, при том что сейчас население края – примерно 1 млн 929 тыс. жителей. В 2016 году с января по июль в крае родилось примерно 11,5 тыс. человек, а умерло 13,2 тыс. человек. Согласно отчету Приморскстата за первое полугодие 2016 года, сейчас регион располагает почти 1,5 млн потенциальных работников, 94% из них находятся в трудоспособном возрасте. Из края, по данным статистиков, россияне уезжают чаще и больше, нежели приезжают. Так, в пункте «Общие итоги миграции населения» значится, что в 2016 году в Приморье прибыл 36 351 человек, а выбыли – 37 432 человека. «Минус» составил 1081 человек. Показательна и так называемая межрегиональная миграция: прибыли – 8859 человек, а выбыли – 11 655. То есть 2796 человек уехали из Приморья в другие регионы.
По словам руководителя центра социально-политических технологий «Пиар-Политолог» Александра Огневского, демографическая ситуация в крае будет ухудшаться. «На сайте Приморскстата в цифрах отражена вся реальная жизнь Приморья: родившихся меньше, чем умерших, приехавших меньше, нежели уехавших, – говорит эксперт. – Предполагалось, что после саммита АТЭС-2012 отток населения из Приморья будет остановлен, но этого не случилось. Причин тому несколько – тяжелый климат, дорогие продукты, плохая медицина, нет работы, имеющиеся рабочие места в сфере строительства, ЖКХ и обслуживания заполняются дешевой рабочей силой из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. За последующие годы в Приморье не было сделано ничего, что бы как-то бы изменило ситуацию: не строится новых заводов, нет своего производства, сельское хозяйство края по-прежнему живет только будущими победами, виртуальной цифрой в миллион свиных голов будущих ТОРов. Демография в Приморье – четкий маркер отсутствия реальных перемен».
В этих условиях у некоторых специалистов возникла идея привлечь к развитию российской рыбоперерабатывающей отрасли представителей Китая, учитывая большой опыт работы китайцев в этой сфере и сложившиеся между нашими странами отношения стратегического партнерства и высокий уровень политического взаимодействия. Идея, казалось бы, здравая, но, мягко говоря, не вполне соответствующая реальности. Необходимо учитывать, что китайские инвестиции за рубежом идут в те проекты, которые реализуют там созданные китайцами же компании. В остальных случаях под китайскими инвестициями обычно подразумевают кредиты, причем, как правило, обеспеченные.
Говоря о возможном привлечении китайских инвестиций в развитие рыбопереработки на Дальнем Востоке России, необходимо четко понимать, что Китаю своими руками не имеет смысла создавать себе конкурента. За долгие годы в КНР сформировалась собственная перерабатывающая база, обеспечивающая производство из российской рыбы готовой продукции. Эта отрасль не только экономически выгодна, она имеет и немалую социальную значимость.
Сегодня Китай реализует масштабный проект в Хунчуне, где создается большая база по переработке российской рыбной продукции. Здесь уже действуют 54 рыбоперерабатывающих компании и планируется создать еще порядка 30 новых. В первую очередь, китайские предприятия ориентируются на переработку российского минтая, краба, гребешка и лососевых рыб. Средний объем переработки рыбы в Хуньчуне составляет в настоящее время порядка 170 тысяч тонн при стоимости произведенной продукции около 5.8 млрд юаней. Развитие переработки в Хуньчуне происходит за счет переноса сюда части мощностей из Янтая и Даляня, что обусловлено стремлением уменьшить расходы на производство за счет снижения стоимости доставки сырья при сокращении маршрута и за счет сокращения расходов на рабочую силу путем использования северокорейских рабочих.
Однако в России многие предпочитают этого не замечать и не считают китайские планы по развитию собственной рыбопереработки на базе российского сырья угрозой нашим планам создания рыбных кластеров на Дальнем Востоке. Более того, некоторые даже заявляют, что эти китайские программы выгодны для России, поскольку помогут развитию отечественных портов и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей поставки российского рыбного сырья в КНР.
Впрочем, пока существует возможность привлечения в нашу рыбопереработку инвестиций из Южной Кореи, которая оень обеспокоена планами Китая по созданию упомянутой базы по переработке российской рыбной продукции в Хуньчуне. Дело в том, что китайский проект по созданию зоны рыбопереработки в Хуньчуне является прямым конкурентом южнокорейского проекта по созданию в районе г. Донхэ так называемой «холодовой цепи» (Cold Chain) – комплекса по транспортировке, хранению, переработке и реализации российской рыбной продукции. Союз предпринимателей города Донхэ с 2017 по 2019 гг. собирается создать морозильные и холодильные склады, перерабатывающие заводы, автоматизированные логистические центры в Свободной экономической зоне Донхэ. Для создания данного комплекса потребуется 42 млрд. южнокорейских вон (средства из государственного бюджета - 29,4 млрд. южнокорейских вон, из областного бюджета - 12,6 южнокорейских вон).
Есть и еще один нюанс. Как показывает проведенный Дальневосточным центром региональных исследований анализ оценок представителями южнокорейских деловых кругов перспектив развития рыбоперерабатывающей отрасли на Дальнем Востоке России, они считают, что российская береговая переработка должна ориентироваться исключительно на переработку продукции аквакультуры (марикультуры) и прибрежного рыболовства (то есть, доставляемую в свежем или охлажденном виде). Переработку же основного объема рыбной продукции, добываемой на Дальнем Востоке РФ в ходе промышленного рыболовства, южнокорейцы стремятся закрепить за собой.
Возможно, на первом этапе такой подход корейцев с сложившейся ситуации очень выгоден нам, тем более, то на сегодняшний день Россия на Дальнем Востоке фактически не имеет собственных перерабатывающих мощностей. А работа с корейскими перспективами позволит не только заново встроить и отладить собственную переработку, но и послужит стимулом для развития прибрежного рыболовства и созданию значительного сегмента предприятий, занимающихся марикультурой, градообразующих предприятий для небольших поселков расположенных в прибрежной зоне края.
А это, в свою очередь, позволит создать не одну тысячу новых рабочих мест и существенно пополнит скудные бюджеты этих поселений.
Но для развития прибрежного рыболовства и аквакультуры недостаточно красивых слов и многолетних обещаний. Нужны реальные шаги по стимулированию, требуются финансовые влияния.
И делать это следует уже сейчас, без оглядки на возможную китайскую либо корейскую помощь.
Сегодня в Приморье действует 52 предприятия аквакультуры. По информации департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов, с начала года на предприятиях аквакультуры в Приморье выращено 4 209 тонн продукции. Это соотносится не только с деловыми интересами производителей, но и с госпрограммой «Охрана окружающей среды Приморского края».
По словам вице-губернатора Сергея Сидоренко, в 2016 году приморским предприятиям аквакультуры в рамках краевой госпрограммы по развитию рыбохозяйственного комплекса предоставлены субсидии в размере 19,8 миллиона рублей. Эти средства направлены на расселение молоди, лизинг и приобретение техники.
Тот же Сидоренко заявляет, то поддержку по программе получат прежде всего те предприятия, которые готовы брать на себя ответственность по исполнению целевых показателей госпрограммы и наполнять продовольственный рынок Приморского края качественными и доступными морепродуктами.
Но существуют и иные мнения на этот счет. Вот, к примеру, комментарий с одного из приморских сайтов:
«Vladimir 26.07.2016 14:47
Отчего такое трепетное отношение к китайцам. Честно скажу, приморским предпринимателям достаточно сложно получить добро на участки для разведения марикультуры. А попробуйте получить в пользование пресноводный водоем — это не просто проблема, это нерешаемая проблема. А для китайцев — зеленый свет. Просто удивительно! И это под патронажем администрации края в лице вице-губернатора Сидоренко и при поддержке Мартынова — ставленника находящегося в бегах крабового браконьера Дмитрия Дремлюги.
Это не достижение. Это откровенное создание благоприятных условий для вывоза российских ВБР в Китай на льготных условиях. Это убийство российского предпринимательства».
Взято здесь:
http://primrep.ru/2016/07/primorskie-rybaki-prodolzhayut-dialog-s-kitajskimi-kollegami/Похоже, в этой ситуации есть смысл разобраться более досконально.
И так.
Основными регулирующими структурами и игроками на рынке аквакультуры Приморья являются:
1. Приморское территориальное управление Росрыболовства (г.Владивосток, ул.Петра Великого, 2). И.о. руководителя – Громов Александр Сергеевич.
2. Департамент рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края. (г.Владивосток, ул.Светланская, 22). И.о. директора – Наставшев Сергей Михайлович.
3. ФГБНУ Тинро-центр (г.Владивосток, пер.Шевченко, Директор – Бочаров Лев Николаевич.
4. ФГБУ “ПРиморыбвод” (г.Владивосток. ул.Светланская, 7). И.О. начальника – Киридон Юрий Михайлович.
5. Дальневосточная ассоциация аквакультуры (г.Владивосток, ул.Пологая, 63). Президент – Кожемяко Никита Олегович.
6. Ассоциация марикультурных организаций Приморского края (г.Владивосток, ул.Магнитогорская, 4). Председатель – Лихачев Вадим Юрьевич.
При чем, Тинро-центр и Приморыбвод подведомственены Приморскому теруправлению и Росрыболовству, соответственно.
А значит, фактически ситуацией рулят чиновники из краевой администрации и федерального ведомства. В последнем аквакультуру курирует личность достатоно известная и одиозная, доставшаяся Шестакову в наследство еще от Андрея Крайнего – это Василий Соколов, о котором я ранее неоднократно писал, указывая на его оригинальные трактовки понятия «интересы России» и бурное обожание ассоциаций, объединяющих российских экспортеров: ВАРПЭ и АДМ.
Достаточно вспомнить, что именно Соколов возглавлял Дальневосточный рыбопромысловый совет, принимавший исторические решения в период властвования на Дальнем Востоке китайского холдинга «Пасифик Андес», которые фактически закрепляли это самое властвование над российскими уловами.
Засветился господин Соколов и в других неприятных историях. Одна из которых напрямую связана с бизнес-интересами скандального приморского рыбного олигарха Дмитрия Дремлюги, ныне нос не кажущего в Россию, после ареста бывшего подчиненного господина Соколова, возглавлявшего приморское теруправление Росрыболовства – господина Иванькова.
Но об этом в следующий раз. Теперь кратко об основных проблемах развития аквакультуры в Приморье глазами простых предпринимателей.
Проблемы в аквакультуре комплексные, и начинаются они с процесса выделения участка под аквакультуру. Многие перспективные под пастбищную аквакультуру территории находятся под юрисдикцией той или иной государственной структуры, начиная от Министерства обороны, и заканчивая Росморпортом. Единой базы данных нет, поэтому для согласования границ участка требуется “добро” более десятка госструктур.
Для грамотного обоснования заявки необходимо знать возможности и потенциал намеченной акватории, т.е. нужно рыбоводное обоснование. Эту сферу практически монополизировало ФГБНУ “ТИНРО-центр”, с соответственно недешевыми экспертными расценками. При этом, заходить на бедную гидробионтами акваторию смысла нет, а богатые оными бухты и воды находятся в постоянном мониторинге Росрыболовства, которое, вкупе с тем же самым ТИНРО, не желает допускать туда пользователей пастбищной аквакультуры, мотивируя тем, что “будет наносится ущерб прибрежному рыболовству и необоснованно осваиваться промышленные запасы ВБР”.
Далее, ряд бюрократических “рогаток“ при подаче заявки и дальнейшего участия в аукционе со стороны тех государственных структур, в чьих полномочиях находятся данные вопросы.
Нельзя не упомянуть про: постоянный браконьерский прессинг в отношении добросовестных пользователей; погодную специфику Приморья; неурожайные годы.
Про браконьеров и недобросовестных предпринимателей будет отдельный разговор. Хочу только заметить, что многие аукционы в Приморье до сих пор выигрывают (не то, что к ним допускаются) компании все того же Дремлюги. Выигрывают легко и непринужденно, при этом явно проглядывается дружеское отношение к его компаниям со стороны проводящих аукционы чиновников.
Соответственно, учитывая весь пласт вышеупомянутой проблематики, даже серьезные инвесторы несколько раз подумают, прежде чем войти в столь достаточно рискованный бизнес.
Может, именно по этому, мы до сих пор имеем «рыбный кластер» лишь в поручениях Президента, мечтах руководства Росрыболовства и бодрых обещаниях чиновников краевой администрации. И дальше дорогущих проектов дело так и не движется.
Полностью:
http://nik-aleks.livejournal.com/48743.html