К чьему берегу прибьется российская рыба?
В последние годы Россия предпринимает активные меры по развитию рыбной отрасли, пытаясь простимулировать строительство нового рыбодобывающего флота на отечественных верфях и переработку водных биоресурсов на родном берегу, чтобы наши богатые уловы не уходили за границу в виде сырья. За долгие годы в нашей рыбной отрасли сложилась парадоксальная ситуация: мы много добываем, но экспортируем сырье, а импортируем изготовленную из него продукцию, и этим мы мощно простимулировали развитие рыбоперерабатывающей отрасли КНР.
Возникает резонный вопрос – почему Китай стал мировой фабрикой по переработке водных биоресурсов, а для российских компаний главным источником доходов по-прежнему остается экспорт сырца? Как отмечают специалисты Дальневосточного центра региональных исследований, дело не только в низкой стоимости рабочей силы, да и Китай считается «мировой фабрикой» не только по переработке водных биоресурсов. КНР начала реформирование своей экономики в конце 70-х годов прошлого века, стартовав с очень низкого уровня. В те годы СССР намного превосходил Китай по уровню экономического развития, хотя необходимость реформ осознавалась некоторыми представителями советского руководства уже тогда.
Китайские реформы начались, по сути, с формирования благоприятного инвестиционного климата и создания свободных экономических зон. Первые инвестиции при этом поступили от хуацяо – проживающих за границей китайских мигрантов. Внутри страны поощрялось развитие частного сектора экономики при сохранении доминирующей роли госсектора. В этих условиях поощрение китайским правительством притока иностранного капитала стимулировало и внутренних инвесторов открывать свое дело в стране, а не вывозить капитал за границу. Разумеется, также существовали и валютные ограничения, жесткий контроль за перемещением средств, препятствовавшие оттоку средств из страны.
Развитие китайской экономики в начальный период реформ обеспечивалось за счет дешевой рабочей силы и иностранных прямых инвестиций. Применительно к позднему СССР и позже России, вплоть до недавнего времени, развитие обеспечивалось за счет добычи и экспорта сырья, а также иностранных кредитов. Кроме того, Китай сделал ставку на развитие научно-технической сферы, массово отправляя людей учиться за границу и привлекая иностранных специалистов в свою страну. Россия, напротив, стала крупным экспортером наиболее квалифицированной, а также молодой и мотивированной рабочей силы для промышленности и науки.
Самое же, пожалуй, главное, заключается в том, что в Китае с начала модернизации была долгосрочная стратегия развития экономики: импорт технологий, создание экспортных зон, рабочие места в сельскохозяйственных регионах, строительство городов и повышение внутреннего спроса, строительство инфраструктуры, модернизация ВПК. Китайцы, кстати, отмечают, что модернизация экономики у них еще продолжается: дорожная карта экономической модернизации КНР рассчитана до 2100 года. У нас же, в России (как и в «позднем» СССР), говорить о четко сформулированной стратегии экономической модернизации пока, к сожалению, не приходится.
В результате, к тому моменту, когда распался СССР и были нарушены все существовавшие хозяйственные механизмы и разорваны связи между экономическими субъектами, в Китае были достигнуты немалые успехи в модернизации экономики. Рыбоперерабатывающая отрасль не стала исключением: в нашей стране бывшие госкомпании стали частными, новых собственников не особо заботило развитие перерабатывающей базы, поскольку экспорт добытой рыбы за рубеж давал быструю гарантированную прибыль, особенно в существовавших в «смутные 90-е» условиях почти полного отсутствия контроля. К хорошему, как известно, быстро привыкаешь. Поэтому некоторые рыбопромышленники до сих пор вполне удовлетворены ситуацией, когда они поставляют основной объем добытых водных биоресурсов за рубеж, получая стабильную прибыль в валюте и не заморачиваясь проблемами развития собственной переработки.
Долгое время определенная часть российского рыбодобывающего сектора фактически находилась под иностранным влиянием – гонконгский холдинг Pacific Andes контролировал, по заявлениям китайцев, до 60 процентов добычи минтая на Дальнем Востоке. После расследования Федеральной антимонопольной службы Pacific Andes вышел из капитала российских рыбодобывающих компаний, но это совсем не означает, что ситуация кардинально изменилась. Дело не в том, что гонконгский холдинг продолжил закупать российский минтай через посреднические фирмы, в этом как раз нет ничего предосудительного - – любая наша компания вправе на абсолютно законных основаниях продавать свою рыбную продукцию любому легально действующему иностранному предприятию. Дело в том, что, хотя говорить о прямой зависимости российских рыбодобывающих компаний от иностранного капитала сейчас, пожалуй, не приходится, зависимость нашей рыбной отрасли от иностранного влияния сохраняется и обусловлена она, прежде всего, сырьевой направленностью российского рыбного экспорта. Основную часть экспортируемой рыбной продукции составляет мороженая рыба, фактически – сырье для иностранных перерабатывающих предприятий, которые выпускают из нее готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, отправляемую на экспорт и поступающую на внутренний рынок.
По данным таможенной статистики за 2016 год, экспорт свежемороженой рыбы и морепродуктов из России (по подгруппам ТН ВЭД РФ 0301-0308, без учета поставок из-за таможенной территории РФ, по объему поставок составил 1 446 942,19 тонн (вес нетто) и по сравнению с 2015 годом увеличился на 10,4%. Его стоимость составила 2 926,11 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 8,8%. То есть, экспортная стоимость единицы продукции немного снизилась. Что же касается готовой рыбной продукции, то есть продукции с высокой добавленной стоимостью, то ее экспорт (по подгруппам ТН ВЭД РФ 1604-1605) по объему поставок составил 8557,51 тонн и по сравнению с 2015 годом увеличился на 4,38%, а стоимость достигла 28 210,59 тыс. долларов США, увеличившись в годовом исчислении на 17,38%. Отрадно, конечно, видеть, что объем и доходы от экспорта готовой рыбной продукции растут, но разница с продажами мороженой продукции просто колоссальна.
Основным экспортируемым видом является минтай, доля которого в общем объеме экспорта замороженной рыбной продукции составляет порядка 60 процентов. Большую часть минтаевого экспорта, в свою очередь, составляет обезглавленный потрошеный (H&G) минтай, а его основным импортером является Китай, выступающий в роли переработчика этой продукции и поставляющий на внешний рынок (в основном, в Европу) блочное филе минтая двойной заморозки. Фактически, за долгие годы сформировалась своеобразная система «разделения труда», при которой российские компании выступают поставщиками сырья для китайской перерабатывающей промышленности. Китай, по сути, стал монополистом в сфере закупок российского минтая, поскольку ни одной из других стран российский H&G минтай в таких объемах не нужен. Соответственно, именно китайцы имеют возможность диктовать нам свои условия, заставляя соглашаться со снижением цен, которое оказывается непропорционально высоким по сравнению со снижением цен на выпускаемую Китаем из российского минтая продукцию на конечных потребительских рынках.
То есть, зависимость отечественной рыбной отрасли от иностранцев сохраняется в силу сырьевой направленности нашего рыбного экспорта и носит системный характер. Упомянутый холдинг Pacific Andes сыграл значимую роль в закреплении этой системы, и с его уходом с российского рынка добычи минтая система продолжила работать. КНР по-прежнему является ведущим импортером российской замороженной рыбы и морепродуктов, поставки в эту страну (без учета поставок из-за таможенной территории РФ) в 2016 году составили 817 265,97 тонны, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 8,7 процента. На долю Китая приходится 58,48% от общего объема российского экспорта свежемороженой рыбы и морепродуктов.
Традиционно наибольшим спросом в Китае пользуется минтай, а также сельдь, горбуша, кета, нерка и, разумеется, краб. Китайские компании предпочитают закупать неразделанную продукцию или прошедшую минимальную переработку в виде обезглавливания и потрошения. Основной объем продукции, выпускаемой китайскими перерабатывающими предприятиями, предназначен для экспорта, но в последние годы все больше продукции начинает поступать и на внутренний китайский рынок, что обусловлено ростом численности среднего класса в КНР, способного позволить себе дорогие морепродукты.
Следует отметить, что в последнее время ситуация все же меняется, хотя, наверное, не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Как известно, в конце января 2016 года Росрыболовство представило новую концепцию проекта рыбного кластера на Дальнем Востоке, в рамках которой предполагается создать в Приморье, на Камчатке и Сахалине четыре специализированных кластерных дивизиона. Главной целью создания рыбного кластера является изменение сложившейся за последние два десятилетия системы, при которой российские рыбаки экспортируют сырье, из которого в КНР и других соседних странах делают продукцию с высокой добавленной стоимостью и экспортируют ее в другие страны, в том числе и в Россию.
То есть, мы должны создать систему, при которой сможем обеспечить почти полное импортозамещение и отказаться от экспорта сырья в пользу экспорта продукции с высокой степенью переработки и, соответственно, высокой добавленной стоимостью, с одновременным развитием новых механизмов торговли морскими биоресурсами, обеспечивающих прозрачность потоков, контроль за их качеством и одновременно процессами ценообразования на внутреннем рынке.
Примечательно, что с началом реализации в России мер по развитию собственной рыбопереработки совпало и некоторое сокращение в последние полтора – два года китайского спроса на российский минтай вследствие снижения спроса на потребительских рынках, прежде всего, в ЕС. В результате можно видеть рост внутреннего производства, причем выпуск филе растет в процентном отношении весьма значительно, хотя в натуральном выражении он все еще довольно невелик. Однако это не дает оснований говорить о том, что нам удалось переломить ситуацию и перейти к развитию собственной рыбопереработки и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, поскольку объемы производства такой продукции остаются незначительными.
Между тем, усилия российских компаний по увеличению производства готовой качественной продукции с высокой добавленной стоимостью (филе минтая) не остались незамеченными в США, где, походе, всерьез опасаются конкуренции с российской продукцией на мировом рынке. В прошлом году американский производитель минтаевой продукции компания Trident Seafoods начала кампанию по продвижению за рубежом своего «настоящего» филе минтая и разместила на YouTube видеоролик, в котором продукция компании сравнивается с продукцией, произведенной из российского минтая в РФ и КНР. В частности, отмечается, что настоящим минтаем является только минтай, пойманный на Аляске, который сразу перерабатывается и замораживается без добавления каких-либо полифосфатов и воды. При этом указывается, что противоположностью американскому минтаю является минтай, маркированный как «российский» или «китайский», который выловлен в России и переработан в Китае. Как утверждается в ролике, это, как правило, дважды замороженная продукция с добавлением полифосфатов и воды для удержания влаги и снижения издержек, что приводит к кашеобразной структуре и утрате вкусовых качеств.
Подобные утверждения явно рассчитаны не только на американских потребителей, но и на европейцев, поскольку Trident Seafoods купила в Европе ранее принадлежавший обанкротившемуся переработчику Pickenpack Holding Germany (работавшему, кстати, с китайским холдингом Pacific Andes) завод The Seafood Traders factory и, судя по всему, всерьез планирует поработать на европейском рынке. Учитывая, что российские производители филе минтая в последнее время стали постепенно восстанавливать свои позиции в Европе, предлагая продукцию, превосходящую китайское блочное филе двойной заморозки и не уступающую американскому филе минтая, представители Trident Seafoods, судя по всему, рассматривают российских минтайщиков как своих прямых конкурентов и стремится любыми способами их дискредитировать.
Между тем, хотя отечественная рыбопродукция пользуется большим спросом за рубежом, ее потребление в самой России снижается. Безусловно, значительную роль в этом сыграл рост цен, но довольно часто можно встретить утверждения представителей рыбодобывающих компаний о том, что у нас просто нет спроса на рыбу и нет культуры ее потребления. На самом деле, когда рыбопромышленники говорят об отсутствии спроса на рыбу в России в тех объемах, которые добываются, они отчасти правы. Мы действительно добываем минтая намного больше, чем способны потребить самостоятельно. Но есть и другая сторона вопроса – никто особо не занимается продвижением российской рыбы на российском рынке. Конечно, некоторые компании устраивают свои акции, у нас начали проводить разные «рыбные недели» и т.п., но работа ведется бессистемно. Достаточно взглянуть на то, как это делается за рубежом, где производители разрабатывают новые продукты для продвижения в розничной торговле и сетях быстрого питания, устраивают многочисленные рекламные акции, привлекают блогеров, журналистов, известных шеф-поваров и т.п. У нас, к сожалению, в большинстве случаев ассортимент сводится к рыбе мороженой потрошеной и непотрошеной, с головой или без, и в лучшем случае к этому добавляется рыбное филе. Продвижением своей продукции большинство компаний не заморачивается, руководствуясь принципом «радуйтесь, что хоть это есть». И люди радуются, если есть возможность купить недорого простую замороженную рыбу, поскольку в условиях роста цен она не всем доступна. Спрос на рыбу на нашем рынке есть, вопрос в том, насколько этот спрос платежеспособен. Пока экспорт будет выгоднее, чем поставки на внутренний рынок, рыбопромышленные компании будут продолжать продавать рыбу за рубеж. Поэтому и не торопятся многие вкладываться в создание рыбных кластеров и развитие рыбопереработки на российской территории.
К сожалению, стоит признать, что в логике тех российских компаний, которые считают необходимым продолжать поставки рыбы для переработки на китайские предприятия, есть здравый смысл, поскольку на данный момент на Дальнем Востоке РФ просто нет мощностей, которые могли бы переработать все добываемые рыбаками морские биоресурсы. На самом деле сейчас важно не столько то, что мы продаем, сколько то, куда направляются полученные средства. Если они будут идти на создание промышленной базы рыбопереработки на Дальнем Востоке, мы постепенно перейдем к производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и будем поставлять ее на внутренний и на внешний рынок, в том числе и в Китай.
АНО «Дальневосточный центр региональных исследований»
www.fecrs.ruМЕЖДУНАРОДНОЕ РЫБНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Информационный бюллетень № 6 (26) март 2017