Украинские историки намерены разрушить советские мифы о Второй мировой войне
Эксперты о традициях украинцев – отмечать День памяти и День победы
КИЕВ – К 71-й годовщине победы над нацизмом украинские историки подготовили ряд проектов, которые позволяют «отойти от мифологизированного и героизированного видения событий Второй мировой, сформировавшееся в советском историческом дискурсе». Об этом 5 мая во время пресс-конференции в Украинском кризисном медиа-центре заявил председатель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович.«На самом деле мы понимаем, что война началась с раздела Польши, в котором одинаковое участие приняли нацистская Германия и Советский Союз. Собственно, СССР был одним из тех ключевых игроков, которые толкнули мир во Вторую мировую войну», – отметил Вятрович.
Он и его коллеги представили три новых информационно-просветительские проекта: интернет-сайт «Украинская Вторая мировая», проект «Война не делает исключений» и книгу «Война и миф».
Вебсайт «Украинская Вторая мировая» объединил все материалы о стране и украинцах в годы Второй мировой войны, наработанные историками Института национальной памяти в течение последнего года. «Этот сайт является неким учебным пособием, которое может использоваться всеми желающими, в частности, учениками и учителями для подготовки к урокам», – рассказывает Владимир Вятрович.
Сайт состоит из нескольких тематических разделов, где размещены текстовые материалы, карты, инфографики и ключевые события.
В одном из инфографиков можно найти информацию о количестве украинцев, воевавших на фронтах Второй мировой в 1939 – 1945 годах. Авторы сообщают, что в «рядах советских Вооруженных сил проходили службу шесть миллионов украинцев; около ста тысяч – воевали в Украинской повстанческой армии, 120 тысяч – в Войске Польском, 80 тысяч – в Вооруженных силах США и 45 тысяч – в армиях Британской империи».
«Украинец Алексей Берест поднял флаг СССР на Рейхстагом. Украинец Майкл Стренк поднял флаг США на Иводзиме», – отмечается в подписи к инфографике.
О мифах Второй мировойНа сайте собраны пятьдесят наиболее известных событий времен Второй мировой войны, которые следует воспринимать как мифы.
«Миф 46. В УССР День Победы всегда был главным праздником. День Победы как праздничный и нерабочий день в СССР ввели в мае 1945 года.
Однако уже с декабря 1947 он перестал быть выходным. К 1965 году никаких особых мероприятий 9 мая не проводилось
К этому времени со значительно большим размахом в СССР отмечали 1 мая – День международной солидарности трудящихся и 7 ноября – годовщину Октябрьской революции. Опять праздничным 9 мая стал лишь в 1965 году, когда началось создание культа "Великой Победы"», – отмечают авторы «Украинской Второй мировой».
Вебсайт сообщает, что во Второй мировой войне Украина потеряла от 8 до 10 миллионов человек, из которых более пяти миллионов – гражданское население, в том числе – до полутора миллионов евреев.
«В 2014 году Украина присоединилась к европейской традиции чествования 8 и 9 мая в контексте памяти и примирения. Символом Дня памяти и примирения и Дня Победы стал красный мак», – сообщают авторы сайта.
Символы двух памятных датПолитический консультант, управляющий партнер консалтинговой группы «Concept GR» Юлия Комарова отмечает, что украинцы ментально и позитивно приняли новую для себя дату День памяти и примирения – 8 мая.
«
Почему 8 мая так легко прижилось? Потому, что на территории Украины Вторая мировая началась гораздо раньше, чем принято было считать в советской истории, – в 1939 году.
В западных областях в 1939 году проливалась украинская кровь, украинцы участвовали в боевых действиях. И когда возникло предложение синхронизироваться с близкой, понятной и воспринимаемой европейской традицией, в Украине не было противников», – сказала Юлия Комарова Русской службе «Голоса Америки».
http://www.golos-ameriki.ru/content/tb-ukraine-and-memorial-day/3318979.htmlВместе с тем она считает, что с украинской ментальностью больше согласуется не выбор между 8-м и 9-м мая, а желание отметить обе памятные даты.
«Безусловно, 9-е мая – это также памятный день для украинцев потому, что огромными усилиями украинского народа была достигнута победа над фашизмом. Это дань нашей традиции и огромный кусок нашей истории, которая еще рядом с нами, это ветераны, которые являются носителями памяти. И, конечно, украинцы не собирались уменьшать значение этой даты», – подчеркивает Юлия Комарова.
Агрессия России против Украины, по словам Юлии Комаровой, привела к негативным оценкам некоторых символов, связанных с Днем победы, например, «георгиевской ленточкой».
«Если до вторжения российских наемников на восток Украины и в Крым этот символ был однозначным знаменателем победы над немецко-фашистскими агрессорами, и так он продолжает восприниматься ветеранами Великой Отечественной войны, то теперь он получил дополнительное значение и восприятие в современной Украине – как символ российской агрессии против Украины. Ведь сейчас наемники-террористы, декорированные этими ленточками, на востоке Украины убивают, пытают, несут разрушение», – констатирует Юлия Комарова.
Стилизованный значок цветка красного мака, которым является символом 8 мая для Украины, по мнению Юлии Комаровой, «не принес зла, он символизирует пролитую кровь».
«В отличие от георгиевской ленты, которые используют сепаратисты во время различных действий», – утверждает Юлия Комарова.
Как сообщает украинская пресса, дизайн символа – украинского красного мака – был разработан по инициативе Украинского института национальной памяти и Национальной телекомпании Украины. На официальных мероприятиях символ сопровождается датами «1939-1945» и слоганом «Никогда снова»
Здравый смысл и форма проведения Дня памяти
Украинский профессор, историк Василий Марочко празднование 9 мая называет постсоветской традицией, и, очевидно, идеологически выгодной для России.
«9 мая не является фиксированной датой, которая непосредственно связанна с моментом окончания войны. Мы хорошо знаем, что от Сталина и до Брежнева 9 мая в Союзе вообще не праздновалось и не встречалось в повседневной практике советского общества. И вдруг оно появилось. Почему? Новому генсеку КПСС нужно было как-то заявить о себе. Сегодня этот день – это символ советской агитации и пропаганды, он выгоден России. Это лозунг, форма влияния на людей», – подчеркивает Василий Марочко».
Вместе с тем эксперт полагает, что нельзя запрещать отмечать 9 мая тем, кто хотел бы почтить память в «индивидуальном порядке».
«Есть разные формы почитания памяти – ассоциативные, коллективные, индивидуальные. И если кто-то выйдет с ленточкой, а кто-то с другими символами и они вспомнят о погибших в годы минувших войн, это их индивидуальное, моральное право. Что касается аспектов идеологизации, как это делают в так называемых ДНР или ЛНР, попыткой поведения парада, тяжелой техники 9 мая в Донецке, то, ну, что ж, каждый теряет разум по-своему», – отмечает Василий Марочко.
Все, что касается официальных мероприятий, относящихся к годовщине памяти, 8-го и 9-го мая, по мнению эксперта, должно основываться на требованиях закона.
«На институциональном уровне это подчеркивает отношение государства к прошлому и настоящему и помимо законодательной базы, нужно придерживаться морально этических норм в отношении светлой памяти погибших воинов, мирного населения от рук убийц разных сил – фашистов, гестапо, КГБ, НКВД. Поэтому мы и отмечаем, и называем, как и большинство европейцев, 8 мая – Днем памяти и примирения», – поясняет Марочко.
И все же историк считает, что государство не должно принимать участия в запретах для тех политических сил, которые «по-своему» хотели бы выразить свое уважение к прошлому.
«Думаю, что нельзя запрещать политическим силам или отдельным группам отмечать память так, как это было до распада Советского Союза, идеологизировать или политизировать этот вопрос. История и память сами все расставят по своим местам», – убежден собеседник «Голоса Америки».
http://www.golos-ameriki.ru/content/tb-ukraine-and-memorial-day/3318979.html