Да взялись капитально за таких ученых
Дальневосточная рыбная наука стала поставщиком морских животных на мировой рынокВ то время как многие страны сворачивают торговлю морскими животными, предпочитая изъятию из дикой природы разведение животных в неволе, российский Дальний Восток с его богатейшими морями становится крупнейшим в мире поставщиком супердорогого живого товара, пишет Информационный центр «Aftershock».
Любите ли вы зоопарки и дельфинарии, в которых на потеху непритязательной публике демонстрируются различные животные? Возможно, многие на этот вопрос, не задумываясь, ответят «да». А хотели бы вы сами стать питомцем зоопарка? Думаю, вряд ли. Вид животных, содержащихся в неволе, зачастую вызывает не положительные, а негативные эмоции – люди, возомнившие себя «царями природы», лишили свободы «братьев своих меньших», выставляя их на показ в угоду собственной прихоти и ради наживы. Именно прибыль ставится здесь во главу угла, и в жертву «золотому тельцу» приносятся жизни диких животных, которые погибают от рук браконьеров и гибнут из-за плохих условий содержания в неволе или просто от тоски по свободе. Эта индустрия развлечений существует, эксплуатируя низменные интересы толпы, жаждущей «хлеба и зрелищ», и стимулируя развитие другого бизнеса – торговли животными.
Торговля дикими животными – сверхприбыльный бизнес, зачастую осуществляющийся с нарушением не просто моральных норм, но положений закона. К сожалению, в этот бизнес оказались вовлечены те, кто должен заботиться как раз о сохранении животных. Речь, собственно, идет о представителях рыбохозяйственной науки в лице ТИНРО-Центра, поставивших торговлю морскими животными на поток. По сути, ученые из ТИНРО стали «Дуремарами», поставляющими, правда, не пиявок, а живых кукол (морских животных) для развлекательных шоу, устраиваемых «Карабасами-Барабасами» - владельцами дельфинариумов, цирков, океанариумов, аквапарков и т.п.
Как известно, Росрыболовство ежегодно выделяет квоты на так называемый живоотлов морских животных (касатки, белухи, моржи и т.п.) целью их использования в культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятиях. На самом деле, после периода адаптации и обучения большинство этих животных (за исключением погибших в неволе) продается за границу и, в меньших масштабах, в частные российские дельфинарии. Это не просто прибыльный бизнес - он сверхприбыльный. Судите сами – цена на адаптированную к неволе белуху составляет от 70 до 150 тысяч долларов, моржа – до 350 тысяч долларов, а на дальневосточную косатку – от 1 до 2 миллионов долларов.
Одним из ведущих экспортеров этого «живого товара» является ФГБНУ «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» (ТИНРО-центр), который во взаимодействии с дружественным ему ООО «Приморский дельфинарий» на протяжении многих лет регулярно осуществляет продажу за рубеж морских животных, выловленных сотрудниками ТИНРО по квотам, установленным Росрыболовством для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях. Сотрудничество ТИНРО-центра с ООО «Приморский дельфинарий» - факт довольно известный. Директор ТИНРО Лев Николаевич Бочаров и директор «Приморского дельфинария» Лев Петрович Смирных – давние друзья и партнеры по бизнесу. «Приморский дельфинарий» даже функционировал в здании ТИНРО-центра, а Смирных умудрялся совмещать бизнес по экспорту животных с работой в этом ФГУП. В свою очередь, морские животные, которых отлавливал ТИНРО-центр, размещались в бухте Средняя на базе «Приморского дельфинария», находящейся на территории ООО «Лакколит». Именно сюда перевозились отловленные учеными ТИНРО белухи, дельфины, моржи и т.п., многие из которых впоследствии были проданы за границу, в основном в КНР. В частности, 25 июня 2014 года в КНР было оправлено 10 белух стоимостью 80 000 долларов США каждая (всего на 800 тысяч долларов). Четыре белухи были отправлены по контракту ТИНРО с китайской компанией ChimeLong Group Co.Ltd, а шесть – по контракту ООО «Приморский дельфинарий» с этой же китайской фирмой.
Но, как гласит старая русская пословица, «сколько верёвочке ни виться, конец будет». В этом году отечественная рыбная наука стала объектом повышенного внимания не только со стороны делового сообщества и отраслевых СМИ в связи с неудачными прогнозами лососевой путины на Сахалине, но и со стороны правоохранительных органов, у которых, как оказалось, есть к ученым немало претензий. И претензии эти касаются конкретных и весьма серьезных нарушений закона.
Так, в сентябре 2015 года многие СМИ со ссылкой на Главную военную прокуратуру сообщили о возбуждении военными прокурорами уголовного дела в отношении сотрудников ФГБНУ «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» (ТИНРО-центр) дело по факту незаконной добычи водных биологических ресурсов по ч. 3 ст. 256 УК РФ. На сайте ГВП по этому поводу было сказано: «Военными прокурорами в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере охраны морских биологических ресурсов установлено, что сотрудники Тихоокеанского рыбохозяйственного центра незаконно выловили у берегов Чукотки занесенных в Красную книгу 11 особей детенышей тихоокеанских моржей, убив, при этом, 11 самок. В последующем десятимесячные моржи были проданы за границу. Преступными действиями злоумышленников государству причинен ущерб в размере свыше 22 млн рублей».
В свою очередь, представители ТИНРО-Центра на своем сайте в официальном комментарии по этому поводу заявили, что «ТИНРО-Центр не отрицает возможностей соответствующего делопроизводства в силовых структурах, однако информируем заинтересованных лиц, что ФГБНУ «ТИНРО-ЦЕНТР» сведениями о каком-либо уголовном деле о браконьерстве не располагает, никаких запросов, обращений по поводу такого уголовного дела нам не поступало, сотрудники ФГБНУ «ТИНРО-ЦЕНТР» в следственные органы не приглашались, следственных действий не проводилось». Также было отмечено, что материал с официального сайта Главной военной прокуратуры РФ «несмотря на уровень ведомства, содержит недостоверные сведения (тихоокеанские моржи являются не краснокнижными объектами, а промысловыми)».
Что же, справедливости ради надо отметить, что тихоокеанский морж действительно не занесен в Красную книгу – в этом представители ТИНРО абсолютно правы. В Красную книгу занесен атлантический морж, а тихоокеанский морж краснокнижным животным не является. Однако и утверждать, что это «обычный промысловый объект» тоже не вполне корректно. Промысел тихоокеанского моржа действительно разрешен, но только для общин коренных малых народов Севера, для которых он является традиционным видом промысла. И общины КМНС ежегодно получают квоты на добычу моржа, но при этом им запрещена добыча самок с детенышами. Кроме общин северных народов, живых моржей также вылавливают различные организации, в том числе ТИНРО, по квотам, установленным Росрыболовством для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях (от одного до сорока особей в год).
Теперь же, собственно, о том, причастны ли сотрудники ТИНРО к незаконному убийству самок моржей и отлову их детенышей на Чукотке. Как отмечают представители этого ведомства, в ноябре 2014 года Пограничным управлением ФСБ России по Чукотскому автономному округу возбуждалось административное дело в отношении ТИНРО по признакам ч. 2 ст.8.17 КоАП РФ (нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море). Однако в августе 2015 года Анадырский городской суд Чукотского автономного округа своим постановлением прекратил данное административное дело за отсутствием события правонарушения. То есть, утверждается, что сотрудники ФГБНУ «ТИНРО-ЦЕНТР» в сентябре 2014 года осуществляли научные исследования, но никаких действий по вылову-добыче моржей или иных морских животных не проводили и, соответственно, не приобретали и не могли продать никаких морских животных.
Не будем оспаривать это утверждение, хотя Главная военная прокуратура, судя по факту возбуждения уголовного дела, так не считает. Однако некоторые моменты заставляют очень серьезно задуматься. Так, агентство Интерфакс приводит слова пресс-секретаря Северо-Восточного территориального Управления Росрыболовства Любови Федоровой, которая сообщила, что в ходе выяснения обстоятельств происшествия «было установлено, что представители ФГУП «ТИНРО-Центр» заключили договор с коренными жителями села Уэлькаль на отлов 11 детенышей моржа. И представители КМНС добыли моржат, хотя разрешительных документов на это не имели».
То есть, обвинять сотрудников ТИНРО в браконьерстве с юридической точки зрения вроде бы нельзя – они своими руками не убивали животных. Однако довольно странным выглядит тот факт, что ученые, заключая договор с представителями КМНС, не удосужились проверить, имеют ли те разрешение на добычу моржей. А может, ученые потому и не проверяли наличие разрешения, что знали о его отсутствии? По сути, представители ТИНРО просто-напросто спровоцировали жителей Чукотки на нелегальный отлов животных. Обвинить же ученых в покупке незаконно добытых моржат не получается лишь потому, что животные к ним не попали из-за вмешательства пограничников.
Собственно, этот случай наглядно показал, каким образом функционирует система отлова и продажи морских животных. Незаконно отловленные для ТИНРО жителями Чукотки животные сначала находились в реабилитационном центре в городе Анадырь, где один из детенышей погиб, а потом были переданы на временное хранение в ООО Умкэн» и ООО «Ярославский дельфинарий», созданные жителем Ярославской области Андреем Павловичем Торбиным. Это, разумеется, возмутило приморских заказчиков, воспринимающих своих ярославских «коллег» как прямых бизнес-конкурентов, в связи с чем в их адрес посыпались жалобы. Торбин, в свою очередь, не обращая никакого внимания на то, что моржата являются государственной собственностью, продал трех из них в Китай самостоятельно, одного – также отправил в КНР уже по просьбе «Приморского дельфинария», а остальных продал другим российским фирмам для, опять же, последующей перепродажи в Китай.
Трех моржат купило ООО «Белый кит», которое, понимая, что они принадлежат государству и не могут быть проданы за границу, оформило документы о их якобы передаче Ялтинскому дельфинарию, где все животные удивительным образом якобы погибли. В действительности же «умершие» моржата вообще не покидали Москву. По странному «стечению обстоятельств» в это же время ООО «Сочинский дельфинарий», которым руководят те же лица, что и ООО «Белый кит», отправляет трех моржат в Китай (г. Гуанчжоу).
Торговля морскими животными – бизнес эксклюзивный, круг действующих лиц здесь очень узок, и все они друг друга знают. Расследование случая с убийством на Чукотке моржей и продажей их детенышей за рубеж уже определило круг фирм-экспортеров «живого товара», в который входят ООО «Приморский дельфинарий» (Владивосток), ООО «Ярославский дельфинарий» (Ярославская обл.), ООО «Белый кит» (Москва), ООО «Сочинский дельфинарий» (Анапа), ООО «Афалина» (Хабаровский край), ООО «Океанариум ДВ» (Хабаровский край) и другие коммерческие компании, а также ФГБНУ «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» (ТИНРО-центр).
Разумеется, не наше дело судить, кто и в какой степени виновен. Расследование дела еще не закончено, а окончательную точку в нем поставит суд, который, как мы надеемся, сможет установить истину. Однако есть повод задуматься о том, что представляет из себя современная дальневосточная рыбная наука и насколько эффективно регулируется промысел морских животных «в учебных и культурно-просветительских целях» и их продажа за границу.
Как справедливо заметил в беседе с корреспондентом РИА PrimaMedia руководитель центра аквакультуры прибрежных биоресурсов института биологии моря ДВО РАН, директор научно-образовательного центра «Морской биотехнопарк «Островной» ДВФУ Сергей Масленников, дальневосточная рыбохозяйственная наука превратилась, по сути, в «закрытый клуб», в котором «решения могут приниматься без обсуждения и ничем не аргументироваться». При этом, как отмечает ученый, рыбная «отраслевая наука выведена из-под критики. Отмечу, что научные методы – это всегда открытость, конкуренция. А у нас так называемые отраслевые институты, которые получают деньги налогоплательщиков, не стремятся отчитываться перед общественностью. Многие операции закрыты, у них все свое – свои институты, свои научные советы». К этому можно добавить, что у них еще и свой бизнес – высокодоходная торговля морскими животными.
Этим вопросом, впрочем, уже заинтересовалась природоохранная прокуратура Приморья, которая по результатам проведенной в сентябре-октябре 2015 года проверки выявила в деятельности Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО-Центра) грубые нарушения закона. В частности, это касается непредставления в установленный срок и по установленной форме информации о результатах добычи (вылова) морских млекопитающих (косаток, белух) и выпуске их в среду обитания. Кроме этого, на основании полученных в ходе проверки данных природоохранной прокуратурой объявлено предостережение заместителю директора ФГБНУ «ТИНРО-Центр» о недопустимости совершения неправомерных действий, связанных с отправкой за рубеж косаток, выловленных в научно-исследовательских и контрольных целях, поскольку, согласно закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», они не могут отчуждаться.
Впрочем, помимо юридической стороны вопроса, есть еще и моральная. Если от коммерсантов из разных ООО вполне можно было ожидать чего-то подобного, поскольку они по определению стремятся к получению прибыли, то причастность к таким делам ученых вызывает искреннее недоумение и негодование. Люди, которые должны, казалось бы, заботиться о сохранении животных, видят в них исключительно товар, способный принести прибыль. Их не смущает, что некоторые из этих животных погибнут в ходе отлова, их гораздо больше беспокоит, чтобы те вдруг не умерли до того, как их успеют продать. Жажда наживы убивает не просто дух науки, она, по большому счету, убивает совесть и человечность.
Надо отметить, что во всем мире чётко прослеживается тенденция к сокращению числа океанариумов и дельфинариев, и 60 из них уже закрыто, причем 14 свернули деятельность ещё на стадии строительства. Пионером в этом направлении является Коста-Рика - она первая в мире запретила дельфинарии и зоопарки. В Великобритании океанариумы закрываются в течение нескольких лет, чтобы было не так затратно. Животные здесь спокойно доживают свой век: их не выбрасывают, не усыпляют, но новых парков развлечений не строят, так как морских млекопитающих покупать запрещено. Океанариумы, оставшиеся без животных, либо закрываются, либо перепрофилируются на показ рыб и беспозвоночных. В Канаде запрещено ловить и эксплуатировать белух, в Бразилии использование любых морских млекопитающих для развлечения незаконно. В Израиле запрещен импорт дельфинов для развлечений. В США в штате Южная Каролина дельфинарии полностью вне закона. В Никарагуа, Хорватии, Чили, Боливия, Венгрии, Словении, Швейцарии, на Кипре запрещено содержать китообразных в неволе. В Греции вне закона представления с морскими млекопитающими, а индийцы вообще признали дельфинов личностями!
Однако в то время как многие страны сворачивают этот бизнес, предпочитая изъятию из дикой природы разведение животных в неволе, российский Дальний Восток с его богатейшими морями становится крупнейшим в мире поставщиком супердорогого живого товара. Очень хотелось бы, чтобы кто-либо из кинематографистов снял фильм в духе знаменитой картины «Освободите Вилли», но только не о косатке, а о судьбе маленького морженка, мать которого погибла на Чукотке от рук браконьеров, и которому довелось помотаться по России и миру. Может, хотя бы это заставит всех задуматься о том, стоит ли и дальше позволять такому бизнесу существовать в нашей стране. Нужно четко понимать, что единственное, что позволяет этой индустрии развлечений и, соответственно, торговле дикими животными оставаться на плаву — это интерес обывателей, которые не знают или знают, но не задумываются всерьёз о конвейере смертей и страданий, которые сопутствуют этой индустрии.
И еще хотелось бы надеяться, что все виновные в гибели морских животных и их незаконной продаже будут установлены и наказаны, вне зависимости от должностей, связей, заслуг и регалий.
Источник: Информационный центр «Aftershock»
http://sluzhuotechestvu.info/index.php/component/k2/item/1651-dalnevostochnaya-rybnaya-nauka-stala-postavshchikom-morskikh-zhivotnykh-na-mirovoj-rynok.html