Кто правит на рынке рыбной продукции в России
Несмотря на то, что в рыбной отрасли государство активно пытается реализовать импортозамещение, на рынке по-прежнему велика доля импортной продукции, а большая часть выловленной рыбы продается за рубеж моряками прямо с борта судна. Сегодня российский рынок находится в прямой зависимости от внешнеторговых поставок, и за дело здесь берутся крупные компании – лидеры рынка, которые буквально выталкивают своих конкурентов за борт, умело пользуясь преимуществами, которые им дают связи, членство в союзных организациях и «зелёный сектор» таможни.
Экспорт и импорт рыбы падает
В последние годы на рыбном рынке наметилась вполне устойчивая тенденция: при ежегодном росте вылова с каждым годом увеличивался и экспорт продукции за рубеж. При этом продукция на потребительском рынке постепенно замещалась импортной, а покупатели постоянно ощущали рост цен. По данным Росстата, за январь-декабрь 2015 года рыбная продукция подорожала на 28%, при этом рост цен отдельных видов товаров – рыбного филе, солёной или копченой рыбы – достигает 50%.
По данным Росрыболовства, в 2015 году общий вылов рыбы в Российской Федерации составил 4,4 млн тонн, при этом объём экспорта составил 1,3 млн тонн, а объём импорта – 471,3 тысячи тонн. К концу года наблюдался рост экспорта и импорта, однако в январе наметился резкий спад.
Дальнейшее падение курса рубля из-за снижения цен на нефть, как казалось, должно было привести к ещё большему росту экспорта, как это произошло на рынке зерновых или картофеля, однако статистика показывает, что поставки рыбы за рубеж упали.
По данным ФТС в январе-апреле 2016 года экспорт рыбы и рыбной продукции снизился в стоимостном и физическом выражении на 15% и достиг 799,9 млн долларов (483,5 тыс тонн).
Основную долю экспорта составляет замороженная рыба. За 4 месяца экспорт мороженного минтая снизился на 12,7% – до 311,9 тысяч тонн, а поставки мороженной сельди упали почти в 2 раза – на 48,7% – до 34,2 тысяч тонн.
Причиной этого стало падение цен на российскую рыбу на фоне неопределённости в китайской рыбоперерабатывающей отрасли – крупнейшем регионе, куда ориентирована большая часть всех поставок.
При этом вопреки политике импортозамещения, улов почти не был переориентирован отечественным предприятиям на переработку. По данным Росстата, в январе-мае наблюдалось снижение объёма производства рыбы и продуктов её переработки на 0,3%. Лишь небольшая доля выловленной рыбы ушла на производство рыбного филе, однако основная масса его также направлялась за рубеж.
Импортные поставки также оказались меньше, чем в прошлом году. По данным ФТС, в январе-апреле 2016 года импорт рыбы и рыбной продукции по стоимости уменьшился на 9% – до 352,6 млн долларов, а по физическому объёму на 12,5% – до 131,37 млн тонн.
При этом, несмотря на явную нехватку рыбы на потребительском рынке, её импорт сдерживается возросшими ценами. Из-за девальвации рубля большинство компаний просто не могли себе позволить увеличить закупки, поскольку рост затрат и, как следствие, конечной цены продукции привели бы к ещё большему снижению спроса. Самый существенный спад затронул импорт мороженой мойвы – на 68,5%, до 7,8 тысяч тонн, мороженой сельди – на 36,1%, до 8,3 тысяч тонн.
Рост издержек по импорту стал следствием не только роста цен, но и изменения географии поставок. Из-за продовольственного эмбарго российский рынок, который помимо Китая ориентировался на страны Прибалтики, был вынужден сменить поставщиков. Теперь лидером по импорту стали Фарерские острова (21%) и Чили (25%).
В результате рыбная продукция в таких условиях становится всё меньше востребованной для отечественного потребителя, ведь она становится ещё дороже для рядовых граждан. Заводчикам, в свою очередь, в таких условиях приходится сокращать производство, но это только усугубляет положение: себестоимость увеличивается, а рентабельность снижается.
Игры морских престолов
В такой непростой ситуации и цены, и весь рыбный рынок находится в гораздо большей зависимости от деятельности рыболовецких компаний, осуществляющих отгрузку прямо в море, и крупных оптовых фирм – импортёров.
Именно они диктуют на рынке свои условия и влияют на уровень цен.
С точки зрения статистики на рынке сохраняется высокий уровень конкуренции. По данным аналитической группы ved-stat.ru, в январе-апреле внешнеторговые поставки осуществляли 379 экспортеров и 258 компаний-импортёров
Среди крупнейших экспортёров первую двадцатку образуют преимущественно дальневосточные компании. Ключевым игроком при этом является ООО «Русская рыбопромышленная компания»: на неё приходится 5,22% всего объёма продаваемой за рубеж рыбы. Организация была создана в 2011 году путём объединения ряда дальневосточных добывающих компаний: ОАО «ТУРНИФ», ЗАО «ИНТРАРОС», ООО «Востокрыбпром» и других. Холдинг является не только крупнейшим экспортёром, но и лидером по добыче по ряду позиций. Общая квота компании на вылов рыбы в 2016 году составляет почти 260 тысяч тонн.
Однако несмотря на всё разнообразие компаний, на рынке не так уж много настоящих рыбных королей.
Так, например, на втором месте сахалинская компания ООО «ПОРОНАЙ» с долей экспорта в 4,01%. Примечателен тот факт, что руководитель компании – Василий Вельмескин владеет и другими крупными компаниями в отрасли: ЗАО «Остров Сахалин», ЗАО «Пиленга», ООО «ПО САХАЛИНРЫБАКСОЮЗ», при этом общая доля рынка подчинённых компаний составляет 11,57%.
Однако важно в этом деле другое: по информации в СМИ, эта компания наряду с ООО «ПО Сахалинрыбаксоюз», ООО «Сахалинлизингфлот», ЗАО «Курильский рыбак», а также ещё десятком других компаний принадлежат сенатору и депутату из Сахалина – Александру Верховскому, которого журналисты окрестили «Хозяином Курил». Официально сенатор имеет акции этих предприятий, или же они переданы в доверительное управление. Компании, принадлежащие чиновнику, практически вытеснили с региона малый и средний бизнес. При этом, основной фирмой, принадлежащей Верховскому, остаётся ЗАО «Гидрострой», сфера деятельности которого связана не только со строительством, но и добычей водных ресурсов. По информации в прессе, компания не только владеет большинством рыбопромысловых участков на Курилах, но ещё является и ключевым потребителем государственных заказов и средств федерального бюджета в регионе.
Похожая ситуация складывается и в Приморском крае. Так, например, третьей по объёмам экспорта компанией является ПАО «НБАМР» («Находскинская база активного морского рыболовства»). 82 % акций компании принадлежит ЗАО «Дальинвестгрупп» (Москва), основным владельцем (75 %) которого, в свою очередь, является бывший губернатор Приморского края и до 2014 года заместитель министра регионального развития РФ – Сергей Дарькин. С 2015 года является президентом ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа». Стоит отметить, что компания ООО «РОЛИЗ», которая находится на пятом месте по объёму экспорта, ранее принадлежала жене чиновника – Ларисе Белобровой. Нынешним руководителем компании значится Андрей Овчинников, которому также принадлежит ЗАО «САХАЛИН ЛИЗИНГ ФЛОТ».
Ещё одним лидером рыбного рынка является Виталий Орлов – владелец рыбодобывающего холдинга «Карат», который был основан в 2009 году. Сегодня в его состав входят 10 крупных рыбодобывающих компаний Северо-Запада и Дальнего востока. За последние несколько лет компания приобрела ЗАО «РОЛИЗ», ОАО «Мурманский Траловый Флот» и ОАО «Мурманский Губернский Флот».
Важно отметить, что практически вся продукция «рыбных королей» поставляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в то время как население обеспечивается тем, что удалось добыть предприятиям малого и среднего бизнеса, либо импортной продукцией.
О «закулисье» на рынке импортёров рыбной продукции СМИ тоже писали неоднократно. Так, например, журнал Forbes отмечал, что группа компаний «Русское море» – детище Андрея Воробьёва – старшего сына Юрия Воробьёва (давнего соратника Сергея Шойгу), который долгое время занимал должность заместителя министра по чрезвычайным ситуациям, а также Глеба Франка – зятя миллиардера Геннадия Тимченко. В 2006 году компании группы «Русское море» создали Рыбную ассоциацию. Позже к ней присоединились ЗАО «ИТА Северная Компания», холдинг «РОК-1», ЗАО «Атлант-пасифик», группа компаний «Дэфа» и другие.
Два года назад «Русское море» и другие члены ассоциации фигурировали в громком скандале. Федеральная антимонопольная служба признала компанию виновной в организации картельного сговора на рынке оптовых поставок норвежского лосося при поддержке Россельхознадзора и Рыбной ассоциации.
В частности, ведомство ограничило ввоз в Россию охлаждённой рыбы с ряда норвежских предприятий, при этом мера не затронула поставщиков таких компаний, как ЗАО «Русская рыбная комания», ЗАО «Атлант-Пасифик» и других. В итоге фирмы отделались лишь штрафами. Впоследствии ФАС неоднократно заводила дела в отношении её и других членов Рыбной ассоциации, целью которых было установление контроля за ценами и объемами поставок. Фактически эти компании стали монополистами по поставкам норвежского лосося, сёмги, пангасиуса, однако, как показала практика, пока ФАС не удавалось настоять на своём.
Сегодня в Рыбной ассоциации находится 34 компании, в совокупности на них приходится половина всего импорта рыбы и морепродуктов, а по поставкам отдельных видов продукции, например лосося – доля рынка свыше 60%.
На рыбном рынке существует и другое объединение рыбопереработчиков – Рыбный союз, который объединяет перерабатывающие, логистические и торгующие предприятия в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры. В организацию входит 30 компаний, среди которых такие крупные игроки рынка, как ООО «АГАМА ИМПЭКС», ООО «АКРА» и другие – всего на компании, входящие в союз, приходится 40% объёма импорта рыбной продукции. Важно отметить, что некоторые компании-импортёры, являющиеся членами Рыбного союза, одновременно входят в состав Рыбной ассоциации. Это ООО «АГАМА ИМПЭКС», ООО «АКРА», ООО «Балтийский транзит», ООО «Изола», АО «Русское море», ООО «Русское море-Калининград» , ОАО «Меридиан Трейдинг» и ООО «Ультра Фиш».
Хотя Рыбный союз и создавался как некоммерческая организация, с целью представлять интересы компаний в отрасли, не так давно с ним тоже была связана неприятная история.
В конце апреля 2015 года в министерство юстиции РФ поступило обращение от Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), в котором объединение подозревалось в давлении на органы исполнительной власти, а также выполнении функций иностранного агента. Дело в том, что учредителями многих компаний, входящих в состав союза, являются иностранные компании: ООО «ФлайФиш» – Эстония, ООО «Вичюнай-Русь» – Литва, ООО «Агама» – Кипр и так далее.
Таким образом, сегодня наибольшую часть российских поставок рыбы контролирует менее десятка компаний, подавляющее число которых зарегистрировано за рубежом. Членство в союзных организациях позволяет им не только устанавливать уровень цен, но и создает преимущества перед конкурентами. Члены Союза входят в состав многих рабочих групп, при этом среди претензий ВАРПЭ отмечалось агрессивное давление на органы исполнительной власти.
Зелёный сектор даёт ощутимые преимущества
Ещё одним дополнительным бонусом для этих компаний является членство в «белых» списках таможни и включение их в так называемый «зелёный сектор», подразумевающее упрощённый порядок проведения таможенного контроля, который исключает досмотр и проверку заявленной стоимости товара.
Как правило, таможня подходит очень избирательно к тому, какие именно компании будут в них состоять, и пытается выявить только самых «добросовестных» участников ВЭД. Однако насколько объективна такая оценка, большой вопрос. Помимо множества критериев, свидетельствующих о надежности компании, до сих пор есть следующий пункт – наличие рекомендации о включении Лица от некоммерческого отраслевого объединения, участники которого ежегодно совокупно обеспечивают ввоз не менее 30% от общего объёма ввозимых товаров, классифицируемых в группе 03, иными словами от Рыбной ассоциации или Рыбного Союза.
Сегодня в «зелёном секторе» находится 11 компаний, и только одна из них – ООО «Россторг» – не является членом данных объединений. На эти компании в январе-апреле 2016 года приходилось 45% всей стоимости импорта. Данные компании на протяжении последних лет имеют серьёзное конкурентное преимущество благодаря тому, что экономят время и деньги на таможенном оформлении, что особенно важно для скоропортящейся рыбной продукции.
С началом действия приказа ФТС №280, который фактически запретил провозить товары по стоимости ниже уровня рисков, эти фирмы получили ещё большую фору, поскольку компании «зелёного сектора» практически не попадают под КТС. Новая мера привела к тому, что данные компании смогли провозить свои товары по заявленной стоимости и не вносить обеспечение, как это приходится делать остальным участникам ВЭД. В конечном итоге это позволяет им экономить на таможенных платежах и удерживать более низкий уровень цен по сравнению с другими участниками рынка.
http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/fea/35379-kto-ppavit-na-pynke-pybnoy-ppoduktsii-obzop-vneshney-topgovli.html