10 лет они строят "вертикаль власти" - "вертикальнее", пожалуй, только в Северной Корее какой-нибудь.
Весь антидемократизм Путина уместится в обвинениях против Гусинского, Ходорковского, Березовского. Но и они абсолютно законны. Во всяком случае доводы Генеральной прокуратуры гораздо убедительнее причитаний правозащитников:
Генеральной прокуратурой Российской Федерации завершено расследование уголовного дела по обвинению бывших владельцев банка «Менатеп» Ходорковского М.Б. и Лебедева П.Л. в совершении хищения путем присвоения в особо крупном размере по ч.4 ст.160 УК РФ и легализации (отмывании) денежных средств, приобретенных в результате совершения ими преступления в особо крупном размере по ч.4 ст.174.1 УК РФ.
15 и 16 февраля 2007 г. обвиняемым, их защитникам, а также потерпевшим по делу в порядке ст.215 УПК РФ объявлено об окончании предварительного следствия и разъяснено их право знакомиться с материалами уголовного дела. В настоящее время начинается предъявление материалов уголовного дела обвиняемым Ходорковскому и Лебедеву для ознакомления в порядке ст.217 УПК РФ.
Установлено, что Ходорковский М.Б., Лебедев П.Л. и другие лица в составе организованной группы помимо того, что мошенническим путем в 1994-1996 гг. завладели акциями ОАО «Апатит» и продукцией данного предприятия (за которые они осуждены к длительным срокам лишения свободы), также осуществляли преступную деятельность в нефтяном комплексе страны.
Организованная группа при совершении новых преступлений стала пользоваться, как и ранее, услугами международной холдинговой секретарской компании «Valmet Group Limited» (Бермуды) (прежнее наименование — «Riggs Valmet»), которая имела филиалы в Швейцарии — «Valmet S.A.» (г.Женева), острове Мэн — «Valmet Isle of Man Limited» (г.Дуглас), Нидерландах - «Valmet Trust Management B.V.» (г.Роттердам), Гибралтаре, Ирландии, Испании, Кипре, Маврикии, Сейшельских островах. Указанная секретарская компания предоставила Ходорковскому и действующим совместно с ним лицам несколько сотен компаний, зарегистрированных в зонах оффшорных юрисдикций. Сутью услуг секретарской компании являлось регистрация фирм, предоставление номинальных директоров компаний и управляющих счетами в банках от имени этих компаний, оформление необходимых документов в интересах и по приказам членов организованной группы. Возможности этих компаний и их счета членами организованной группы использовались для облегчения совершений преступлений, поскольку реальных операций фактически они не совершали и их счета использовались для легализации денежных средств, добытых преступным путем.
Организованная группа лиц под руководством Ходорковского, действуя от имени подконтрольных им коммерческих организаций, участвуя в конкурсах по купле-продаже пакетов акций, к концу 1997 года обеспечила приобретение 54% акций ОАО «Восточная нефтяная компания» (ОАО «ВНК»). При этом они использовали активы банка «Менатеп», а также предоставленные ему кредиты других банков.
В 1998 году Ходорковский, Лебедев и другие члены организованной группы вступили в сговор на завладение преступным путем большей частью пакета акций данного акционерного общества, для чего они договорились завладеть акциями ОАО «Ачинский НПЗ», ОАО «Новосибирское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», ОАО «Томскнефтепродукт», ОАО «Хакаснефтепродукт», ОАО «Томскнефтегеофизика» и ОАО «Томскнефть» ВНК, внесенными Российской Федерацией в уставный капитал ОАО «ВНК» (38 % пакет).
Стремление Ходорковского, Лебедева и других членов организованной группы полностью завладеть упомянутыми акциями было обусловлено тем, что они преследовали корыстную цель обеспечить беспрепятственное хищение нефти, добываемой ОАО «Томскнефть», т.к. другие акционеры ОАО «ВНК» и ОАО «Томскнефть» во главе с гражданином США Кеннетом Дартом, пользуясь своими правами, требовали прекратить хищение нефти, совершаемое под видом оформления договоров её купли-продажи по заниженной цене.
Однако к этому периоду времени в результате указанных действий активы банка «Менатеп» были израсходованы, и, более того, это учреждение уже имело большую кредиторскую задолженность. Ходорковский, Лебедев и другие лица решили достичь поставленной цели — завладением контрольными пакетами акций акционерных обществ, занимающихся добычей и переработкой нефти — преступным путем.
Для этого они, непосредственно давая подчиненным сотрудникам указания, обеспечили оформление заведомо подложных договоров равноценного обмена между ОАО «ВНК» и подконтрольными организованной группе кипрскими компаниями «Sagiman Holding Ltd», «Montekito Holding Ltd» и «Chellita Ltd», в результате которых 38-процентный пакет акций ОАО «ВНК» стоимостью 36215633049 руб. был обменен на 37 055 808 акций ОАО «НК «ЮКОС», цена которых составляла всего 222 334 848 руб. С целью придания видимости обоснованности заключаемым сделкам организованной группой были подготовлены заведомо ложные акты оценок стоимости акций ОАО «ВНК» и ОАО «НК «ЮКОС», в которых стоимость акций первого акционерного общества была явно занижена, а стоимость акций второго – явно завышена. Таким образом, Ходорковским, Лебедевым и другими членами организованной группы было совершено хищение 38- процентного пакета акций ОАО «ВНК» стоимостью свыше 3 млрд. рублей, принадлежащего государству.
В дальнейшем, легализуя преступно добытые акции ОАО «ВНК», Ходорковский, Лебедев и другие члены организованной группы путем совершения фиктивных вексельных операций передали их в ОАО «НК «ЮКОС», а ОАО «ВНК» в результате их действий прекратила свое существование путем слияние с ОАО «НК «ЮКОС».
В последующем Ходорковский и Лебедев стали фактическими владельцами похищенных акций ОАО «ВНК» за счет совершения ими следующих действий по легализации. За счет вексельных операций, при которых использовались в качестве средства платежа неликвидные векселя, т.е. безвозмездно, Ходорковский, Лебедев и другие члены организованной группы обеспечили оформление фиктивных сделок купли-продажи и мены, в результате которых права собственности на 52 % акций ОАО «НК «ЮКОС» перешли к компании «Yukos Universal Limited», зарегистрированной на острове Мэн, и компании «Hulley Enterprises Limited», зарегистрированной на Кипре. Последние 2 компании были подконтрольны компании «Group MENATEP Limited», учрежденной на Гибралтаре, где учредителями выступали физические лица во главе с Ходорковским. Директорами компании «Group MENATEP Limited» Ходорковский назначил себя и Лебедева П.Л.
Таким образом, Ходорковский и Лебедев стали владельцами акций нефтяных компаний стоимостью в несколько миллиардов долларов США.
После этого организованная группа лиц, возглавляемая Ходорковским, приобрела право на стратегическое и оперативное управление дочерними нефтедобывающими предприятиями этих компаний — ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «Томскнефть» и ОАО «Самаранефтегаз».
С целью обеспечения совершения преступления за счет действий управленческого персонала и получения права на стратегическое и оперативное управление этими обществами, Ходорковский совместно с членами организованной группы создал подконтрольные им управляющие компании для акционерных обществ ОАО «НК «ЮКОС» и ОАО «ВНК». Для чего, по указанию Ходорковского и членов организованной группы в 1997 году подконтрольными им коммерческими структурами было учреждено ООО «ЮКОС-Москва», которое стало управляющей компанией для ОАО «НК «ЮКОС». Аналогичным образом в 1998 году были учреждены: ЗАО «ЮКОС Эксплорейшн энд Продакшн» (ЗАО «ЮКОС ЭП») — для управления акционерными обществами, добывающими нефть, и ЗАО «ЮКОС Рефаининг энд Маркетинг» (ЗАО «ЮКОС РМ») — для управления нефтеперерабатывающими акционерными обществами. Административный персонал указанных управляющих компаний Ходорковским и членами организованной группы был составлен в основном из бывших сотрудников банка «Менатеп» и ЗАО «Роспром», которые и использовались организованной группой при совершении преступлений.
Ходорковский и другие участники руководимой им организованной группы, как только в 1996 г. приобрели право на стратегическое управление ОАО «НК «ЮКОС», обеспечили заключение компанией ОАО «НК «ЮКОС» с ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «Самаранефтегаз», явно противоречащих интересам последних, генеральных соглашений № 21/612 и № 21/610, а 4 ноября 1998 г. — аналогичного генерального соглашения № Ю8-4-01/1888А с ОАО «Томскнефть» ВНК, предметом которых являлось установление обязательных для сторон организационных условий, необходимых для беспрепятственного завладения нефтью. При этом в соглашениях указывалось, что переход права собственности на продукцию, добытую в составе скважинной жидкости, от продавца (нефтедобывающих компаний) к выступавшему в качестве покупателя ОАО «НК «ЮКОС», происходит на устье каждой конкретной скважины, немедленно после ее извлечения из недр. Тем самым нефтедобывающие предприятия изначально ставились в экономически невыгодные для них условия.
Подготавливая условия для заключения указанных незаконных и экономически необоснованных генеральных соглашений, Ходорковский и участники организованной группы, организовали проведение общих собраний акционеров ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «Самаранефтегаз» и ОАО «Томскнефть» ВНК, на которых были приняты незаконные решения об одобрении вышеуказанных генеральных соглашений. При этом часть акционеров, участвующих в собраниях, были введены в заблуждение о существе сделок, в частности о том, что якобы цена реализуемой нефти определена независимыми оценщиками и в каждом конкретном случае будет корректироваться исходя из рыночных цен. Основная же часть акционеров, представляющих компании, на которые Ходорковским и Лебедевым были оформлены акции, являлись лицами, заинтересованными в сделке и голосовали незаконно, не имея на то права, согласно ч. 3 ст. 83 Федерального Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 65-ФЗ). В результате такого обмана участников собраний акционеров большинством голосов были одобрены все сделки по купле-продаже нефти и скважинной жидкости, которые совершились и должны были совершаться в будущем.
Кроме того, Ходорковский и Лебедев подкупили неподконтрольных им лиц из числа акционеров и высшего менеджмента (управляющая команда от бывшего акционера в лице государства), которые могли оказать активное сопротивление их преступным действиям. Подкуп был осуществлен путем выплат незаконных вознаграждений со счетов подконтрольных Ходорковскому и Лебедеву иностранных компаний.
Договоры купли-продажи нефти носили фиктивный характер, поскольку включали в себя заведомо ложные сведения о том, что покупателем нефти выступает ОАО «НК «ЮКОС». Между тем Ходорковскому, Лебедеву и их сообщникам было достоверно известно, что ОАО «НК «ЮКОС» фактически покупателем нефти не является, а продукция нефтедобывающими предприятиями самостоятельно отгружается непосредственно российским и зарубежным потребителям. Цена, по которой согласно договорам якобы приобреталась нефть, устанавливалась членами организованной группы и составляла только затраты на добычу данного сырья, и в среднем в 2-4 раза была ниже рыночной.
Так, в июле 1998 г., согласно договорам, цена была определена в 250 руб. за тонну, тогда как рыночная цена колебалась в пределах 433-561 руб.; в декабре 1998 г. цена также определена в 250 руб., между тем рыночная была в пределах 1229-1340 руб.
Аналогичным образом были оформлены договоры и в 1999 году. Так, если в январе-мае 1999 г. приобретение нефти у нефтедобывающих предприятий по указанию Ходорковского и Лебедева оформлялось за 250 руб. за тонну, при мировых ценах от 1253 до 2772 руб., в декабре сделки стали оформляться по 600 руб. за тонну, тогда как среднемировые цены были в пределах 3655-5028 руб.
Таким образом, Ходорковский, Лебедев и другие члены организованной группы, совершили хищение путем присвоения в 1998 году 32972909,411 тонн принадлежащей ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «Томскнефть» ВНК нефти на общую сумму 25645695514,90 руб., в 1999 году 62826527,274 тонн на общую сумму 19112086114556 руб.
С целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению похищенной нефтью, Ходорковский и другие члены организованной группы оформили от имени ОАО «НК «ЮКОС» фиктивные договоры её купли-продажи с подставными фирмами на внутреннем и внешнем рынке, т.е. совершили легализацию имущества, добытого преступным путем.
При этом виды совершенных фиктивных сделок с похищенной нефтью подразделялись следующим образом:
- сделки по реализации нефти за рубеж (причем сделки оформлялись, как правило, по сложной схеме с целью запутывания их противоправного характера);
- сделки по реализации нефти на внутреннем рынке, в основном, подконтрольным нефтеперерабатывающим заводам.
Так, во исполнение указаний Ходорковского, Лебедева и других членов организованной группы подчиненные им сотрудники зарегистрировали в 1997-1998 гг. в ЗАТО г. Лесной коммерческие организации ООО «Митра», ООО «Форест-Ойл», ООО «Вальд-Ойл», ООО «Бизнес-Ойл» и в ЗАТО г. Трехгорный — ООО «Мускрон», ООО «Нортекс», ООО «Кверкус», ООО «Колрейн», ООО «Грейс», ООО «Виртус». Данные организации по своей сути являлись подставными юридическими лицами и использовались для оформления движения через них нефти, нефтепродуктов, ценных бумаг и денежных средств. От имени этих подставных компаний, приобретя право собственности на добываемую нефть, Ходорковский, Лебедев и другие члены организованной группы распоряжались ею как собственным имуществом. Аккумулировав часть денежных средств и иного имущества, полученного за счет реализации похищенной нефти и нефтепродуктов, изготовленных из похищенной нефти, на балансе этих подставных компаний, которые они условно именовали операционными, Ходорковский и члены организованной группы с целью сокрытия совершенных преступлений, предъявляли их балансы наряду с балансами дочерних нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий международным аудиторским компаниям и таким образом обманным путем убеждали, что все они находятся в кругу консолидации ОАО «НК «ЮКОС».
Получив таким образом подложное заключение аудиторов о том, что нет нарушений при реализации нефти и нефтепродуктов, в дальнейшем Ходорковский и члены организованной группы распоряжались похищенным по своему усмотрению, направляя основную часть средств для собственного обогащения, а меньшую часть в действующие предприятия нефтедобычи и переработки, чтобы воспроизвести добычу сырья и его переработку, и создать возможность для дальнейшего продолжения хищений.
Кроме того, в целях легализации похищенной нефти Ходорковский и Лебедев приобрели подставные зарубежные компании и через них обеспечили оформление сбыта за рубеж нефти и нефтепродуктов по схеме: ОАО «НК «ЮКОС» (или подставная компания, зарегистрированная в России в зоне льготного налогообложения) – подконтрольная иностранная компания, зарегистрированная в Швейцарии – подконтрольная иностранная компания, зарегистрированная в оффшорной зоне – реальный покупатель у нефтедобывающих предприятий в лице иностранной компании.
При этом Ходорковский, Лебедев и другие члены организованной группы преследовали цель введения в заблуждение контролирующих органов и зарубежных бизнесменов, включив в данную схему подконтрольную им иностранную компанию, зарегистрированную в Швейцарии, что само по себе создавало сделкам ОАО «НК «ЮКОС» по экспорту нефти и нефтепродуктов имидж солидности и добросовестности.