Random
Гость
|
|
« Ответ #84 : 14 Апреля 2004, 21:22 » |
|
Инструкция по выживанию в Москве для немосквичей.
Никакая путевка за пределы России не даст столько впечатлений и пересудов, сколько обычная командировка в столицу - самую экстремальную заграницу для любого живущего вне пределов МКАД. Несказанных слов и ненаписанных опусов, од и пьес, песен и гимнов достоин главный город нашей, прошу прощения, Родины.
Стражи
Заранее извинившись перед сторонниками быстрой доставки, начну свое описание не с аэропорта, а с вокзала. Любой из имеющихся в столице содержит стандартный набор из бомжей, закусочных на колесиках, киосков и стражей порядка. Не спешите шарахаться от первых и кидаться ко вторым, тем паче, что человек в форме асфальтового цвета будет самым главным, кто встретит вас по прибытии и не бросит до самого отъезда. Меняя лица, комплекцию, количество и место дислокации, они будут неустанно опекать вашу ничтожную персону на протяжении всей экскурсии по городу. От того, как вы усвоите правила обращения с «меня берегущим столичным обыкновенным», зависит ваше спокойное пребывание в Москве.
Итак.
1) Никогда не смотрите в сторону белокаменного милиционера. Если вас угораздило наткнуться на него глазами, без спешки, но быстро переведите их на какой-нибудь другой предмет. Выражение лица при этом не должно быть пренебрежительным, но почтительным и одновременно незаинтересованным. Уважительное равнодушие – вот главный принцип визуального общения со скучающим постовым.
2) Одевайтесь чисто, избегайте больших сумок. Можно поступить и напротив: замараться максимально грязно, а баул набить пустыми бутылками. Завидев на горизонте мента, кидайтесь к ближайшей урне и начинайте там интенсивно рыться - бомжей не трогают.
3) Никогда не разворачивайте на улице карту и не медитируйте над ней. Также запрещается рассматривать схемы на уличных тумбах. Все маршруты следует намечать до выхода на улицу, в самом наихудшем случае записывать в блокнотик и задумываться по ходу уже над ним (может, вы пишете шедевр или высчитываете биржевые коэффициенты). Не носите на шее фотоаппарат, видеокамеру, от Красной площади в дневное время держитесь подальше.
4) Будьте ребенком, юной девушкой, старой бабушкой, если мужчиной - то блондином с ликом бледным. Брюнетистая загорелость сведет все предыдущие советы на нет.
5) Всегда носите с собой документы и никогда – много денег. Суммы, превышающие сотню-другую рублей – в носки.
6) Если страж порядка все-таки решит свести с вами знакомство поближе, выворачивайте карманы настежь с дрожью в голосе «друг помирает... увидеть последний раз… ноги моей завтра же…». Ни в коем случае не вздумайте кричать о правах своих как человека и незаконности регистрации. Попросят пройти – пройдите. Высказывайте желание зарегистрироваться по всем правилам немедленно прямо тут же («я бы и раньше… но не успел…») за всю имеющуюся наличность.
8) Следуйте дальнейшим инструкциям. И только попробуйте не выполнить хоть одну!
Будем считать, что стража вы пока миновали (ненадолго, уверяю). Следующее испытание на очереди – транспорт.
Туда и обратно
Москва – город большой. Поездка из одного конца в другой может занять не один час, посему способ передвижения надо выбирать тщательно и заранее.
Метро поражает размерами и соседством несоединимого. По одной линии можно ехать час, а антураж станций будет меняться с гнусно-кафельного до истинного произведения подземного искусства. На одной вагонной лавке уместятся все слои общества - от застрявшего во внешней пробке брезгливого мэна до натурального бомжа. С бомжей и беззастенчивого распития спиртных напитков началось мое удивление столичным метрополитеном (в родном Новосибирске вас не пропустят через турникет даже с банкой пива). Открытые линии - отдельная сольная песнь, радостная или похоронная в зависимости от погоды. Нет таких слов, которые бы должным образом описали восторг от снега за шиворот на Филевской и панорамного вида в окошко голубого дома правительства сквозь припорошенные ресницы.
Передвижение наземное полно своей необъяснимой прелести. На станциях вне вокзалов электрички никогда не объявляются и приходят, когда Бог на душу положит. Ориентироваться на время бессмысленно, обращать внимание следует на пункт назначения, который указывается на блеклой табличке над кабинкой машиниста. Если глаз у вас, как у орла, вероятность того, что вы уедете в нужном направлении повышается в разы. Спрашивать рядом стоящих толку мало - чаще всего они сами не знают, на что садятся. Скажем, вместо поезда «47км» приехала минута в минуту электричка на «Черусти», и человек пять с каждого вагона целый час поздним звездным вечером топталось на Люберцах-II и в ожидании чего-нибудь обратного освежали в памяти скудные уроки школьной астрономии.
Не в пример электричкам, столичные автобусы сообщают всю информацию в избыточном виде. Хриплый голос из динамика поведает вам не только название остановки, но и даст о ней краткую историческую справку, обрисует причину ее появления, смысл существования и дальнейшие перспективы.
Настоящие же открытия ждут вас при знакомстве с маршрутными такси - такие убитые газели, как в Москве, мне, признаться, даже в страшном сне и глубокой провинции не снились. По-видимому, наши старые машины, беспрерывно заменяемые продукцией с конвейера, перегоняют в столицу. Курсирующий до м.Новослободская образчик стандартной местной газели, постоянно теряющий дверь по ходу следования, я пронесу в своем сердце до могилы, которая, благодаря таким вот экспонатам вкупе с регулярным пребыванием в Москве, дождется меня скоро и без проблем. Тем паче, что как бы компенсируя техническую сторону вопроса, водители этого безумного транспорта закладывают такие виражи, которым бы позавидовал и Шумахер. Отдельно стоит отметить и любезность, которая позволяет им резко осаживать свои машины каждые 5 метров по любому требованию.
Но вот вы доехали до места, какого хотели. Пришла пора серьезно обживаться и решать мелкие и крупные проблемы хитрого столичного быта.
Что? Где? Почем?
С чем в Москве неприкрыто ужасно, так это с экологией. Сей стон там даже похоронным маршем не зовется. Взять, к примеру, такую простую вещь, как вода. Я это благородное слово даже применять побоюсь к той жидкости, что течет из крана любой столичной квартиры. Невозможно ею помыться без того, чтобы не заработать в пять минут какую-нибудь паршу, а пить рекомендую лишь латентным самоубийцам - после интенсивного кипячения и фильтрования. Воздух чем-то незримо пропитан, а таких армий крыс, которые пасутся на вечерних столичных улицах, я не видела в раннем детстве и на станции юннатов.
Зато вышеперечисленным бытовые проблемы практически и ограничиваются. Если вам удастся обходить собачьи стаи, не возбуждая их нездорового интереса, и равнодушно созерцать голые мелькающие хвосты перебегающих дорогу грызунов, вы сможете обнаружить, насколько провинциальные легенды о легкой жизни москвичей соответствуют истине, и отломить себе кусочек от сей благодати.
Жизнь в столице, что бы там ни говорили сами москвичи, более, чем божеская. Я бы даже так сказала - дешевая жизнь в столице!
Обычные продукты в златоглавой ценами от наших, если и отличаются, то опять же, не в сторону удорожания, а часто не отличаются вовсе никуда. Овощи и фрукты на рынках дешевле порой существенно (результат широких поставок и конкуренции), а ассортимент много богаче (видала я такие эти самые, не знаю, как зовутся, на замшелых выхинских рынках, каких у нас и на Центральном не встретишь!).
Но это все так, радости мелкого масштаба, есть и более существенные чудеса. Например, распродажа! Тут, конечно, любой житель какой-нибудь другой, отличной от московской области, пожмет плечами - "Подумаешь, бином Ньютона! У нас тоже" - и будет абсолютно и основательно не прав: у нас не тоже. Фокус в том, что столичные распродажи НАСТОЯЩИЕ. Без всяких хитростей - типа сперва втихушку поднял цену на 20%, потом невзначай уронил на 15%, а на витрину вывесил "скидка 30%!".
А турпутевки?! Поначалу я все понять не могла, зачем это все мои столичные знакомые, как по заказу какому, чуть что и за границу. Грешила, признаюсь, исключительно на московские зарплаты. Походивши - исключительно для ознакомления - по паре-тройке столичных турфирм, я теперь с ужасом воспринимаю идеи моего брата, работающего в одной из новосибирских. Его даже самые горящие предложения превышают по стоимости такие же в Москве раза в полтора.
В общем, если у вас припасен загранпаспорт, смело отправляйтесь в ближайшее агентство и машите столице ручкой. Если паспорта нет или московский экстрим увлекает Вас больше забугорного – пожалте на экскурсию по городу.
Взгляд изнутри
Как и было сказано, днем гулять по Москве лучше всего подальше от центра. Мавзолей, Площадь Революции, Тверская, Храм Христа Спасителя, все эти открыточные виды определенно не Ваш маршрут - от изображения в телевизоре отличаются мало, а встречу со службой правопорядка гарантируют стопроцентно. Если индустриальные пейзажи Электростали Вас не вдохновляют, походите в пределах Садового на максимальном удалении от Кремля. Маленькие улочки типа Сретенки, Рождественки - чудо, как живописны, а любой скромный бульварчик (кроме шумного Тверского) так и тянет прилечь на гостеприимные скамейки. Живописные подворотни простых столичных двориков, психдиспансер по другую сторону Москвы-реки, лишь умеренно прилизанное Царицыно – вполне сносные примеры пейзажей и достопримечательностей, которым следует отдавать предпочтение. Чем хороша белокаменная, так это безграничными просторами своих скромных красот. По сути, все ее объекты, кроме недавно скроенных бутиков, памятников Церетели, вездесущих новостроек и совсем уж спальных районов, достойны быть отмечены вашим взглядом.
Если все же тяга к центру перекрывает все разумные доводы, а мечта сфотографироваться на фоне Кремля крепнет день ото дня, впору задуматься о диверсантной вылазке под покровом ночи.
Практически любой город при достаточно искусной иллюминации смотрится ночью выигрышно, но Москва превосходит по этой части в разы. И дело не только в ассортименте подсветок всех мыслимых оттенков. Москва ночью – пустынна. Как величественная Сахара, как глухая тайга, как всевечные горы. По каким бы помпезным достопримечательностям вас ни носило, от Баррикадной до МИДа, от Храма до Красной площади, уже через два часа после полуночи вы не встретите на пути ни души. Только Тверская да Новый Арбат живут хоть какой-то жизнью. А стоит сделать шаг в сторону - и теряются признаки любого человеческого присутствия, кроме собственно вашего. Расталкивающая локтями, хватающая за рукав и налетающая роллерами днем, столица ночью - доверчиво одинока и бесшумна. Черный океан с миллионом огоньков мерно шелестит колесами на больших улицах и откликается только глухим стуком ваших ботинок в переулочках. Никакая смесь из языков и бесед не вмешивается в еле слышный разговор самого города.
Всего странней и изящней ночью Красная площадь. Может, по ней и нельзя ходить в такое время, как знать, но только за три ночных вылазки, совершенных в разные временные периоды, ни один человек вольно, нарочно ли не составил мне компанию по ее пересечению из края в край. Есть что-то неуловимо мистическое, когда идешь прямо по площади от Блаженного к закрытым воротам музея совершенно одна, останавливаешься через каждые пять шагов, чтобы успеть запомнить всю панораму и налюбоваться таким поразительным чудом – абсолютно пустой Красной площадью.
А потом разворачиваешься и возвращаешься опять к набережной, чтобы идти дальше и дальше, навстречу встающему красному солнцу, очнувшимся москвичам и другим жителям столицы. Чувствуя тихую гордость от осознания того, что никому из них, ни проспавшим в постелях, ни просидевшим в бильярдах, родившимся в ней или взявшим нахрапом, Москва этой ночью не открыла свою вековую душу.
23.01.2004 Алина Мангутова
Версия для печати Обсудить
|