Как увидеть северное сияние ?
<< < (15/15)
adada:
Константин Дмитриевич Носилов, "На Новой Земле" (1903):

Едва сгустился сумракъ полярнаго дня, какъ на сѣверѣ показалась дуга сѣвернаго сіянія. Оно правильной дугой поднялось изъ-за горизонта моря надъ темнымъ, почти непрозрачнымъ сегментомъ, ярко оттѣнявшимъ ее. Отъ этой, еще неяркой, слабой дуги позднѣе встали лучи, ударили къ зениту и зажгли новую дугу, которая въ видѣ извивающейся, двигающейся широкой ленты протянулась съ востока на западъ и тамъ завилась въ спираль, образуя коронку. Мы видѣли, какъ и дуга, и лента, все болѣе и болѣе разрастаясь, быстро двигались къ зениту, росли, отбрасывая въ стороны, все больше къ западу, длинные свѣтовые лучи. Особенно была красива, поразительно подвижная лента. Она плавно колышется, перегибается, скручивается, раскручивается, свертывается, развертывается, загораетъ и потухаетъ, словно ее завиваетъ какая-то невѣдомая рука на западѣ, зажигаетъ ее разноцвѣтными огнями, заставляетъ волноваться, дрожать, раскидываться, сокращаться, принимать всевозможныя формы, какія доступны лентѣ, кинутой на легкій вѣтерокъ. Затѣмъ она погасала, движенія дѣлались медленнѣе, разбивалась, рвалась на куски и таяла въ темно-синемъ небосклонѣ, откуда сквозь нее смотрѣли на насъ звѣзды, еще ярче блистая на этомъ очаровательномъ небѣ.

Въ шесть часовъ вечера дуга уже поднялась высоко, лента приблизилась къ зениту и достигла высшей энергіи, высшей игры и свѣти. Теперь она плыла къ югу какой-то сплошной огненной рѣкой, разбрасывая отъ себя цѣлые столбы, лучи, появлявшіеся словно полетъ ракетъ на темно-синемъ небосклонѣ, который уже весь пылалъ свѣтомъ, какъ зарево громаднаго пожара.
Это было ужасное и вмѣстѣ съ тѣмъ пріятное зрѣлище, знакомое только полярному человѣку, гдѣ оно разыгрывается совсѣмъ не такъ, какъ у насъ на сѣверѣ, на линіи Петербурга, даже Архангельска, надъ самой головой зрителя. Эго было даже рѣдкостью для меня, для самоѣдовъ, наблюдающихъ по шестидесяти въ среднемъ разъ это явленіе въ зиму.

Это было очаровательное явленіе Новой Земли, когда разомъ вспыхивалъ весь небосклонъ, повсюду появлялись свѣтовыя облачка подобно перистымъ, собирались въ тучки, разгорались, сливались въ ленты, спирали, коронки, отбрасывали лучи и таяли, медленно таяли, въ то время, когда сквозь нихъ глядѣлись звѣзды. Едва успѣвала растаять, раствориться только что разгоравшаяся на минуту-двѣ назадъ одна лента, какъ впереди, неизвѣстно изъ чего, почти неуловимо для глаза, рождалась, показывалась другая, двигаясь все ближе и ближе къ зениту, и вспыхивала разноцвѣтными огнями. Онѣ быстро перебѣгали по ней взадъ и впередъ, начинаясь на западѣ и снова возвращаясь съ востока туда же, переплетаясь между собой, осѣняя другъ друга мягкими. едва уловимыми глазомъ отъ быстроты цвѣтами, за которыми трудно было слѣдить, которые поражали нѣжностью цвѣта, быстротой движенія, смѣной другъ друга, то разгораясь еще больше, то потухая, то скрываясь за что-то, то снова появляясь на секунды, но всей своей очаровательной прелести, поразительной для глаза...

Такая игра огней придавала всему сѣверному сіянію большую подвижность: то тамъ, то здѣсь неожиданно появлялись свѣтовыя облака, то тамъ, то здѣсь взлетали ракетами лучи, зажигаясь и погасая на минуту, то тамъ, то здѣсь завивались коронки, и. казалось, всѣ тѣ слои воздуха, гдѣ горѣло, колыхалось, тухло и разгоралось это чудное явленіе, игра природы, колыхались вмѣстѣ, съ нимъ, захватывали нижніе слои воздуха, лента спускалась на тысячи метровъ ниже, приближалась къ поверхности моря, къ острову, еще ярче освѣщала его льды, его горы и, казалось вотъ она недалеко, вотъ она спустится, обожжетъ этотъ вспыхивающій подъ ней снѣгъ, коснется насъ, и мы прижимались невольно къ стѣнѣ дома. Но морозный воздухъ не колыхался, свѣча горѣла, не колыхнувъ пламенемъ, явленіе, не достигнувъ, казалось, какихъ-нибудь ста саженъ земли, таяло, прекращалось, растворялось въ тихомъ воздухѣ, и лента снова поднималась, становилась, казалось, далеко и начинала погасать, чтобы, датъ мѣсто другой впереди къ югу, къ зениту. Все это явленіе двигалось не прямо къ сѣверу, но склонялось замѣтно къ западу, и вся сила его игры шла оттуда, гдѣ были коронки, спирали и порою цѣлые огненные шары.

Барометръ тронулся и началъ падать. Самоѣды, эти замѣчательные метеорологи, говорили, что будетъ жестокая буря и вѣтеръ встанетъ съ запада, гдѣ коронки. Океанъ, спокойный днемъ, проснулся, и въ проливъ стала вкатываться тихая, ровная, но крупная волна гдѣ-то далеко уже въ морѣ, разыгравшагося волненія. Прибрежный ледъ заплакалъ жалобными звуками въ проливѣ, у нашего берега зашептался прибой.  Собаки, какъ заряженные аккумуляторы, бродили безпокойно по берегу, отыскивая, куда бы забраться отъ бури, ложились на снѣгъ, ворча и взвизгивая, катались по нему и бѣжали въ сѣни сгорбившись, съ поднявшейся на спинѣ и шеѣ шерстью, къ которой нельзя было прикоснуться, чтобы не причинить имъ видимой боли, отъ которой онѣ при малѣйшемъ прикосновеніи взвизгивали и даже кусались. Я снялъ теплую оленью шапку и погладилъ свои волосы. Мнѣ было непріятно ихъ трогать, я, казалось, не могъ бы ихъ чесать, они тоже, какъ у собакъ, приподнимались, были грубыми и издавали больше треска, чѣмъ обыкновенно.

Сѣверное сіяніе продолжалось всю ночь и не давало спать, пугая заревомъ пожара въ окна. Мы вскакивали съ постелей, подбѣгали къ окнамъ и смотрѣли на дворъ, на снѣжныя горы, на просторъ пролива, гдѣ вспыхивалъ снѣгъ, гдѣ на минуты показывалась ясно даль, обозначались рѣзко контуры горъ, какъ въ лѣтнюю грозу, но съ той только разницей, что явленіе свѣта было медленнѣе, мягче, ровнѣе.
Игорь Леванов:
Цитата: Proud от 28 Августа 2004, 01:10

Наблюдали эту красотищу еще в глубокой древности. Но только в середине двадцатого столетия ученые стали понимать, откуда берется северное сияние (aurora borealis) и его южный двойник -- aurora australis.

Разноцветные сполохи загораются в небесах полярных областей планеты, когда заряженные частицы, идущие с Солнца, взаимодействуют с земным магнитным полем. Геомагнитное поле планеты отклоняет большую часть потока этих частиц, но некоторые все-таки попадают в земную атмосферу над полярными регионами. Столкновение этих пленниц с атомами и молекулами газовой атмосферы сопровождается разноцветным свечением.

Наиболее распространенный цвет -- бледно-зеленый -- создается в результате столкновения электронов с атомами кислорода на высоте ниже 400 км. Молекулы азота в нижних слоях ионосферы создают красный свет. А на самом верху ионосферы молекулы азота излучают насыщенный фиолетовый цвет, но он обычно слишком тускл, и с поверхности Земли его не видно. Переливы этих цветов и рождают необыкновенные, фантастической раскраски трепещущие картины.

Северные сияния происходят гораздо выше, чем может забраться самый мощный реактивный самолет. Нижний край сияния находится на высоте по меньшей мере 60 км, в то время как самый верхний -- 960 км над уровнем планеты. Так что ни летчикам, ни скалолазам, вопреки легендам, никогда не удавалось оказаться внутри сияния. Только космонавты могут пролететь сквозь красочные сполохи.

Со многими тайнами северного сияния ученые не разобрались до сих пор.

Например, некоторые наблюдатели уверяют, что северное сияние сопровождается звуковыми эффектами. Однако если столкновение частиц и молекул звучит громко, звук этот должен пройти очень и очень долгий путь до поверхности Земли. Да и атмосфера на тех высотах слишком разреженна. Так шумит ли северное сияние? Пока никто не может с полной уверенностью ответить на этот вопрос!

И, что самое главное, никто не может точно предсказать, когда произойдет очередное северное сияние.

Между тем это очень важно. Цветные сполохи являются индикаторами космической погоды. А космическая погода в один прекрасный день может принести на Землю не легкий солнечный ветерок, а разрушительной силы ураган.

Погода в ближнем космосе тесно связана с плазменным потоком заряженных частиц, постоянно несущимся из нашего светила. Когда на Солнце происходят возмущения (огромные выбросы плазмы), солнечный ветер усиливается, и частицы начинают нещадно бомбардировать земную магнитосферу. Тогда в небе возникают исполинские северные сияния. А работа радиокоммуникаций, радарных систем, линий энергопитания, телефонной связи и спутников нарушается.

Заряженные частицы могут вывести из строя спутники, повредив их солнечные батареи. К тому же возмущения в магнитном поле Земли приводят к нагреванию и расширению верхних слоев атмосферы, что крайне опасно для низкоорбитальных спутников.

Одно из самых мощных за последние годы северных сияний повинно в том, что вся канадская провинция Квебек на девять часов погрузилась в полнейшую темноту. Влияют они и на прохождения радиоволн. И даже считается, что электрические потоки, циркулирующие в северных сияниях, способны вызвать коррозию северных нефтепроводов.

Имея сотни телекоммуникационных спутников на орбите и образ жизни, зависящий от электрического питания и нефти, наш мир стал более восприимчив к тому, что творится высоко в небе. И дальше -- в космосе и на нашей звезде.

Так что прогноз космической погоды действительно становится очень важным для землян. Почти как ежедневный местный прогноз. Пока ученые могут утверждать только самые общие факты -- типа того, что в этом году сияний на севере и юге будет больше, чем в прошлом. Но сколько и когда?

Увы... Здесь остается только разводить руками.




Спасибо за очень интересную информацию.
adada:
Цитировать

"Холодная, насквозь проникающая мгла окутывала со всѣхъ сторонъ промышленниковъ. Въ лѣсныхъ трущобахъ стояла тьма, хотя все небо было озарено яркимъ сіяніемъ сполоха. Кровавые столбы протягивались до зенита; голубое сіяніе мерцало имъ вслѣдъ отъ одной звѣзды до другой. Черный сегментъ полярнаго сіянія рѣзко оттѣнялся надъ сѣверною окраиной неба. Надъ нимъ колебались, двигались, вспыхивали и замирали волны таинственнаго свѣта словно невидимыя рати съ милліонами тусклыхъ факеловъ въ рукахъ. Иногда бродящіе лучи западали, въ густую чащу еловой поросли, захватывая на минуту въ свой сіяющій кругъ красныя полости мха, казавшіяся запекшеюся внизу кровью и выстилавшія всю болотную понизь. Жутко становилось на душѣ у прохожихъ, когда полярное сіяніе гасло,оставляя все небо во тьмѣ. Только на самомъ зенитѣ въ эти минуты, точно чье-то огненное око мерцало, мигало и ширилось послѣднее отраженіе сполоха. Потомъ снова вспыхивали и передвигались багровые столбы, снова загорался голубой сегментъ — и пустыня оживлялась механическою жизнью таинственныхъ силъ, озарялась миріадами искръ, сыпавшихся изъ невидимыхъ горновъ, гдѣ на ледяныхъ наковальняхъ суровый сѣверъ куетъ свои мертвящіе морозы."

Вас.Ив. Немировичъ-Данченко, "У океана. Жизнь на крайнемъ Сѣверѣ", 1902.
Chrome:
Цитата: adada от 25 Марта 2021, 21:34

Такая игра огней придавала всему сѣверному сіянію большую подвижность: то тамъ, то здѣсь неожиданно появлялись свѣтовыя облака, то тамъ, то здѣсь взлетали ракетами лучи, зажигаясь и погасая на минуту, то тамъ, то здѣсь завивались коронки, и. казалось, всѣ тѣ слои воздуха, гдѣ горѣло, колыхалось, тухло и разгоралось это чудное явленіе, игра природы, колыхались вмѣстѣ, съ нимъ, захватывали нижніе слои воздуха, лента спускалась на тысячи метровъ ниже, приближалась къ поверхности моря, къ острову, еще ярче освѣщала его льды, его горы и, казалось вотъ она недалеко, вотъ она спустится, обожжетъ этотъ вспыхивающій подъ ней снѣгъ, коснется насъ, и мы прижимались невольно къ стѣнѣ дома.


Феерия, однако! :)
Навигация
Главная страница сообщений
Предыдущая страница