Инвестиции и импортозамещение: работа по всем направлениямНачало осени поставило перед российским бизнесом непростые задачи. Стремительно ухудшающееся положение, насущная необходимость ускоренного развития отраслей, производств товаров, которые сегодня мы закупаем за рубежом. Одновременно это открывает российским производителям окно возможностей для более активного импортозамещения. В частности, нужно за 1,5-2 года совершить рывок в повышении конкурентоспособности и импортозамещении, на который ранее потребовались бы многие годы. О планах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в области поощрения инвестиций и развития импортозамещения рассказал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.
– Дмитрий Николаевич, с наступлением осени общественная и деловая активность возрастает. Какие события, на Ваш взгляд, станут наиболее важными в работе в ближайшие два месяца?
– У нас запланированы очень важные заседания комитетов. Во-первых, недавно состоялось заседание Комитета ТПП РФ по государственно-частному партнерству, на котором рассмотрен вопрос о разработке региональных стандартов институциональной среды в сфере ГЧП. Это мероприятие задумывалось в связи с тем, что сейчас остро стоит вопрос о продвижении механизмов ГЧП, более полного их использования, в том числе и для решения социальных задач. Мы надеемся, что до конца года будет принят федеральный закон «Об основах ГЧП в Российской Федерации». Но даже в этом случае придется провести большую работу над институциональной средой в регионах, чтобы ГЧП стало использоваться также часто, как в развитых экономиках.
Сейчас особое значение приобретает региональное законодательство о ГЧП, в рамках которого уже реализуются проекты. А их сейчас насчитывается более 130.
Стандарт институциональной среды в сфере ГЧП будет включать в себя не только требования к нормативной базе, он будет касаться квалификации заказчика, наличия организационных механизмов на стороне публичного партнера и так далее. То есть речь идет о целом комплексе вопросов, касающихся поддержки и устранения барьеров развития ГЧП на уровне субъектов РФ.
Развитием ГЧП заинтересованы также на наднациональном уровне – в Евразийской экономической комиссии. У нас достигнута предварительная договоренность о том, что при самом активном участии Комитета ТПП РФ по ГЧП мы будем участвовать в институционализации ГЧП на межгосударственном уровне, в частности в рамках Евразийского экономического союза, который заработает с 1 января.
А сейчас с привлечением Центра развития ГЧП и Комитета ТПП РФ по ГЧП мы будем исследовать, как обстоит дело с ГЧП в России, Казахстане и Белоруссии. Возможно, мы также учтем данные касательно Киргизии и Армении, которые идут по пути присоединения к Евразийскому экономическому союзу.
– Как это может повлиять на прохождение закона об основах ГЧП в Госдуме?
– Комитет ТПП РФ по ГЧП самым активным образом участвует в этом процессе, и значительная часть наших замечаний и предложений была учтена. Сейчас законопроект рассматривается Государственной Думой во втором чтении. С момента внесения обсуждение шло очень интенсивно, было внесено большое количество содержательных правок. Мы надеемся, что до конца года федеральный закон будет принят. Тем не менее остается доля неопределенности.
Важность федерального закона «Об основах ГЧП в Российской Федерации» обусловлена тем, что в условиях торможения роста экономики рассчитывать на существенное увеличение государственных инвестиций в инфраструктуру не приходится. Поэтому нужно создать комфортное правовое поле для инвесторов, сделать так, чтобы последние были заинтересованы в ГЧП. Такие условия по всей стране могут быть заданы только федеральным законом.
– Какие еще мероприятия ожидаются?
– Если говорить об инновационном направлении, то стоит выделить круглый стол, который организует Комитет ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям совместно с рабочей группой при Минпромторге России. Мероприятие посвящено развитию кооперации оборонно-промышленного комплекса с малыми и средними инновационными предприятиями. Режим санкций пока еще существует, но и без него взаимодействие крупного бизнеса с отечественным малым и средним испытывает существенные проблемы. На сегодняшний момент для инновационных МСП существует целый ряд барьеров, которые необходимо снять. К примеру, в Германии такое взаимодействие выстроено весьма эффективно. В результате 70 % малых и средних предприятий задействованы в реализации госзаказа.
В правительстве РФ с этой проблемой хорошо знакомы. По распоряжению вице-премьера Дмитрия Рогозина на базе Минпромторга создана специальная рабочая группа. Но мы не хотели бы ограничиваться рамками одного министерства. В этой сфере есть много вопросов, которые входят и в компетенцию Минэкономразвития и других органов власти. На наш взгляд, это очень важное направление, востребованное, в том числе и в части импортозамещения. Поэтому данный вопрос мы намерены довести до логического завершения.
– А у наших малых и средних предприятий есть соответствующий потенциал?
– Есть, и немалый. Если чего и не хватает, так это координации, информированности, а порой – и желания эффективно работать. Так, специфика предприятий ОПК заключается в том, что люди привыкли к определенным шаблонам, к работе с определенными поставщиками. Они нечасто представляют возможности, которыми обладает малый и средний бизнес. Речь, конечно, идет о производственных предприятиях, которые пока составляют небольшую долю предприятий малого и среднего бизнеса (если же говорить об инновационном секторе, то это не более 2-3 %). Но тем не менее среди них есть вдохновляющие примеры успеха.
– Часто говорят, что развитию производства в сфере малого и среднего бизнеса не способствует деловой климат в стране. Не сможет ли нынешняя ситуация подтолкнуть к развитию производственного предпринимательства?
– Тема предпринимательского климата очень обширная. Мы сейчас, например, активно участвуем в разработке рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Этот новый инструмент от власти курирует помощник президента РФ по экономическим вопросамАндрей Белоусов, а непосредственно работают над его созданием ТПП РФ, РСПП, Деловая Россия, ОПОРА России, Агентство стратегических инициатив.
С октября прошлого года ТПП РФ активно участвует в заседаниях рабочей группы. За это время была определена компания-методолог («Бостон Консалтинг Групп»), социологические опросы поручено производить ВЦИОМ, большинство мероприятий проходят на площадке и при поддержке АСИ. При этом ведущая роль будет принадлежать четырем бизнес-объединениям, руководители которых входят в состав рейтингового комитета. Среди них – президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Состав сопредседателей рейтингового комитета был утвержден 20 марта нынешнего года в присутствии Президента России Владимира Путинана съезде РСПП, где было подписано соглашение между четырьмя бизнес-объединениями и АСИ о запуске этого проекта. И уже в конце мая на ПМЭФ-2014 были представлены результаты пилотной апробации рейтинга в 21 регионе.
Сейчас в рабочей группе, в которую входят представители бизнес-объединений, АСИ и Минэкономразвития, мы завершаем доработку методологии с учетом результатов пилотной апробации, общения с деловым сообществом и региональной властью. С привлечением большого числа местных и федеральных экспертов были обобщены лучшие практики – примеры правильных решений администраций субъектов РФ, которые на деле помогли развиваться бизнесу. Осенью в сентябре-октябре планируется селекторное совещание с губернаторами и проведение специального двухдневного семинара для представителей региональных администраций. Цель этого мероприятия – информирование о существенных проблемах инвестиционного климата, ознакомление с лучшими практиками и подготовка к выработке решений по совершенствованию делового климата на уровне субъектов РФ.
В ноябре планируется старт нового цикла рейтингования, в который будут включены все регионы. В работу включатся региональные отделения деловых объединений, и в первую очередь сеть ТПП России, как наиболее представленная бизнес-ассоциация в регионах.
Используя рейтинг, мы хотим построить конструктивный диалог бизнеса и власти. Это важно, и особенность рейтинга заключается в том, что будет оцениваться не только то, сколько реально инвестиций привлечено, но и усилия региональных администраций в совершенствовании инвестиционного климата. Очень важно дать регионам понятные ориентиры и подходы. Помимо статистических данных будет исследоваться мнение регионального предпринимательского сообщества. В конечном счете ради них все это и делается.
Кроме этого, мы настаиваем, чтобы учитывалось многообразие и специфика условий в наших регионах. Поэтому над методологией рейтинга, процессом описания и внедрения лучших практик проведена очень серьезная работа. Особенность рейтинга в том, что в нем субъекты Федерации будут не просто ранжироваться. Определены четыре направления, таких как регуляторная среда, институциональная среда, доступность ресурсов для бизнеса, отдельно выделены специфические меры поддержки малого бизнеса. По каждому из этих направлений регион получит свою детальную оценку. Кстати, маловероятно, что один и тот же регион будет лидировать по всем показателям. Важность такого рейтинга еще и в том, что регионы теперь сами без подсказки из Москвы смогут проводить самодиагностику. Например, в одном субъекте РФ резко снизили затраты и сроки на подключения к сетям, а в соседних субъектах, где условия схожие, этого не сделали. На губернаторов это оказывает очень сильное воздействие.
Теперь задача всех региональных администраций – творчески использовать опыт, мобилизовать свои возможности на привлечение инвестиций, так как все остальные источники роста у нас практически исчерпаны.
– Сейчас положение нашей страны в мире становится все более серьезным. Как это может повлиять на вопросы, находящиеся в сфере вашего внимания? Будут ли корректироваться планы, каким вопросам будет уделяться большее значение?
– Мы являемся свидетелями событий, о которых еще несколько месяцев назад невозможно было и помыслить.
Это отчасти сказывается на приоритетах работы. Например, мы комплексно подошли к вопросам экономической интеграции Крыма. В начале октября в Ялте состоится Международный инвестиционный форум «РосКрымИнвест», организуемый системой ТПП РФ. В рамках этого события планируется провести и наши собственные мероприятия для торгово-промышленных палат Крыма и Севастополя. Будут представлены наши инвесторы, консультанты, банкиры и эксперты.
Но я не могу сказать, что конъюнктура критически повлияла на задачи, скорее, сделала их еще более актуальными. Проблемами развития Дальнего Востока или развитием связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона мы занимались и раньше, причем системно.
Если говорить о Дальнем Востоке, то наша рабочая группа по содействию развитию инфраструктурных, инвестиционных и инновационных проектов на территории Дальнего Востока и Байкальского региона была создана еще 2 года назад. А сейчас наши специалисты только что вернулись из города Нерюнгри, где провели мероприятия по инвестиционно-инновационной проблематике для предпринимателей Южной Якутии совместно с нашей палатой в Якутске и Корпорацией развития Южной Якутии. Очень важно, что наши сотрудники получают из первых рук информацию о крупных производственных кластерах, которые создаются сейчас в Южной Якутии в контексте сотрудничества со странами АТР. Кстати, сам город Нерюнгри появился как результат масштабного советско-японского инвестиционного проекта по развитию угольных месторождений Южной Якутии.
Если говорить об остальных направлениях, то тематика импортозамещения крайне актуальна. В данной сфере мы уделяем особое внимание применительно к агропромышленному комплексу.
– Сейчас много говорится об освоении Арктики, о создании там хозяйственной среды, которая позволит начать освоение ее богатств. В вашей работе появляется, так сказать, северное направление?
– Вы правы, Арктика является одним из важнейших и наиболее перспективных регионов в плане освоения природных ресурсов. Недавно было сообщение президента «Роснефти» Игоря Сечина о том, что предполагаются масштабные инвестиции в размере 400 млрд долларов в развитие Арктики. Порядок цифр просто потрясает.
ТПП РФ активно работает по линии Арктического совета и других структур. У нас регулярно проводятся форумы торгово-промышленных палат Арктической зоны. Теме развития Арктического региона будет посвящено одно из ближайших заседаний «Меркурий-клуба» в начале октября.
Игорь Пономарев,
ТПП-Информ
http://xn--80aakbt2afehffb5q.xn--p1ai/articles/?ELEMENT_ID=19359